С.А. Красовский, Маршал авиации, бывший командующий 2-й воздушной армией

ХОЗЯЕВА НЕБА

С. А. Красовский, Маршал авиации, бывший командующий 2-й воздушной армиейПросматриваешь краткие сообщения военных лет и пе­ред глазами встают минувшие бои.

Войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ватутина Н. Ф. в ходе успешного наступ­ления в конце декабря 1943 года и в первой половине января 1944 года разгромили группировку немецко-фа­шистских войск в районе Житомира, Бердичева и вышли на рубеж Сарны, Казатин, Охматов, Прохоровка.

«С 24 января по 17 февраля 1944 года,-отмечалось в одном из сообщений,- силами войск 1-го Украинского фронта в составе 40-й, 27-й общевойсковых, 6-й танковой и 2-й воздушной армий и войск 2-го Украинского фронта (командующий фронтом генерал армии Конев И. С.) была проведена Корсунь-Шевченковская операция».

Эта операция завершилась окружением и уничтоже­нием крупной группировки немецко-фашистских войск в составе девяти пехотных, одной танковой дивизий, мо­торизованной бригады и большого количества артилле­рийских, инженерных и других частей и подразделений. Это очень ослабило действовавшие на Правобережной Украине немецко-фашистские войска, деморализовало их, положило начало безудержному продвижению Совет­ских Вооруженных Сил навстречу победе.

Определенный вклад в разгром врага на берегах Днепра внесли части и соединения 2-й воздушной армии, которой мне было поручено командовать. Самой важной нашей задачей была активная поддержка боевых дей­ствий 40-й и 27-й армий, которые перешли в наступление 26 января, чтобы объединиться с войсками 2-го Украин­ского фронта в районе Звенигородки и сомкнуть кольцо вокруг группировки врага. В направлении главного удара части 2-й воздушной армии бомбардировочными и штур­мовыми налетами оказывали большую помощь наступа­ющим войскам. С начала операции по 30 января авиация 2-й воздушной армии осуществила 1400 вылетов, из ко­торых около 900 - в винницком направлении, где поддер­живала свои войска при отражении контратак вражеских танков.

Благодаря героическим усилиям авиаторов, наземные армии успешно отбили контрудары врага в районе Лысянки, осуществлявшиеся с целью деблокирования окру­женной корсунь-шевченковской группировки.

В этих боях особенно отличились летчики 5-го штур­мового авиационного корпуса, которым командовал ге­нерал-майор авиации Каманин Н. П., и 10-го истреби­тельного авиационного корпуса во главе с генерал-майо­ром авиации Головней М. М.

Самолеты 5-го штурмового авиационного корпуса действовали непрерывно, небольшими группами, нанося противнику ощутимые потери. Так, например, пять штур­мовиков ИЛ-2 451-го штурмового авиационного полка (ведущий лейтенант Зарубин) нанесли удар по колонне противника в районе Лысянки. За шесть атак они вывели из строя свыше десяти вражеских танков.

Наша воздушная армия хорошо проявила себя и в осу­ществлении блокады окруженной группировки противни­ка, срывая обеспечение его боеприпасами и горючим.

Основной базой, откуда противник перебрасывал гру­зы для окруженных, были Уманский и Винницкий аэро­узлы. Здесь сосредоточивались транспортные самолеты Ю-52 и частично бомбардировщики Ю-88 и ME-111.

Перед нами встала серьезная задача - повести реши­тельную борьбу против транспортной авиации противни­ка, чтобы не дать ей возможности снабжать окруженные войска. Именно от действий нашей авиации во многом зависел успех в ликвидации «котла».

Личный состав воздушной армии хорошо понимал это. Были отработаны разные методы борьбы с авиацией противника. 4 февраля 1944 года шесть самолетов ЛА-5 583-го истребительного полка под командованием заме­стителя командира эскадрильи старшего лейтенанта База-нова сопровождали столько же штурмовиков ИЛ-2 в районе Корсунь-Шевченковского. При подходе к цели на высоте 500 метров они встретили шестнадцать Ю-52. Старший лейтенант Базанов .приказал двум истребителям продолжать прикрывать штурмовики, а сам вместе с тре­мя истребителями атаковал группу самолетов Ю-52. В результате смелых и решительных действий наши ис­требители в непродолжительном бою сбили девять Ю-52, в том числе четыре самолета сбил старший лейтенант Базанов, два - лейтенант Богачев.

Сохранился в памяти такой случай. В эти дни веду­щий пары самолетов ЛА-5 командир эскадрильи 3-го ис­требительного авиационного полка старший лейтенант Суриков вылетел на поиски транспортных машин против­ника в район Завадовки. В небе над деревней он увидел две группы Ю-52 по шестнадцать - восемнадцать само­летов в каждой, их сопровождали истребители ФВ-190 и МЕ-109. Машины уже шли на посадку. Передав по ра­дио на командный пункт полка об обнаруженных само­летах, Суриков вместе с ведущим младшим лейтенантом Денисовым атаковали Ю-52 во время посадки. Два вра­жеских транспорта врезались в землю.

По сигналу Сурикова на помощь вылетели четыре группы истребителей, всего 29 самолетов ЛА-5. Группа из семи самолетов под командованием майора Блохина связала боем истребителей противника, остальные груп­пы, ведомые старшим лейтенантом Суриковым, провели четыре атаки на самолеты, стоявшие на аэродроме. В ре­зультате наши летчики сожгли 15 самолетов противника, среди которых было 9 Ю-52.

За весь период борьбы с транспортной авиацией вра­га во время Корсунь-Шевченковской битвы пилоты 2-й воздушной армии провели в небе над фронтом более 50 групповых боев, во время которых сбили свыше 70 вражеских самолетов.

Не менее важным делом была борьба с транспортной авиацией противника на аэродромах. Ставилась задача не дать фашистам подняться в воздух. Используя разные методы, наши авиаторы нанесли 13 сильных ударов по аэродромам врага, в результате которых вывели из строя свыше ПО самолетов, из них более 90 «юнкерсов».

Борьба с транспортной авиацией противника на аэро­дромах Умани и Винницы осуществлялась сосредоточен­ными ударами штурмовиков во взаимодействии с истре­бителями. Из общего количества ударов один был нане­сен по Уманскому аэродрому, два - по Винницкому и десять - по самолетам,Ю-52 на площадках, расположен­ных в районе Корсунь-Шевченковского.

Наиболее характерными были сосредоточенные уда­ры, нанесенные 4 февраля 1944 года по самолетам на Уманском аэродроме. В этом налете участвовали 22 штур­мовика ИЛ-2 5-го штурмового авиационного корпуса и 30 истребителей ЛА-5 10-го истребительного авиацион­ного корпуса. Налет был организованный с предшествую­щим блокированием этого же аэродрома восемнадцатью ЛА-5 и четверкой ИЛ-2. В результате налета было выве­дено из строя 34 самолета противника типа Ю-88 и Ю-52.

9 февраля штурмовики 222-й авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза полковник Ложечников А. А., и истребители 5-го истребительного авиационного корпуса во главе с командиром гвардии генерал-майором авиации Галуновым Д. П. нанесли два последовательных удара по Винницкому аэродрому. В первом участвовали 12 ИЛ-12 и 16 истребителей, во втором-13 ИЛ-2 под прикрытием 18 истребителей. В результате этих ударов было выведено из строя на земле 20 самолетов Ю-52 и в воздушных боях один са­молет ФВ-190 и один ХШ-126.

Значительный ущерб был нанесен гитлеровцам во время ударов по транспортным самолетам на площадках в районе окружения. 3 февраля группа штурмовиков под командованием лейтенанта Гамаюна из 235-го штурмо­вого авиационного полка атаковала самолеты на площад­ках северо-восточнее Корсунь-Шевченковского. Вторая группа из семи штурмовиков под командованием майо­ра Киреева, входившая в состав 809-го штурмового авиа­ционного полка, обрушилась на базировавшиеся на за­падной окраине Корсунь-Шевченковского самолеты. На второй день шестерка штурмовиков под командованием майора Чеченева М. С. из 451-го штурмового авиацион­ного полка разгромила площадку на северной окраине деревни Черепин.

В результате этих трех налетов 27 самолетов против­ника были повреждены. Всего за семнадцать дней опе­рации летчики 2-й воздушной армии осуществили более 350 самолето-вылетов на аэродромы противника.

Другим, не менее эффективным методом борьбы с транспортной авиацией противника было блокирование его аэродромов, осуществляемое в основном отдельными самолетами (днем - ПЕ-2, ночью - ПО-2).

Так, 9 февраля в одиннадцать часов была перехваче­на радиограмма противника, в которой сообщалось о за­прещении посадки самолетов на Уманском аэродроме в связи с его повреждением. 10 февраля экипажи Пе-2 202-й бомбардировочной авиационной дивизии (командир дивизии полковник Нечипоренко С. И.) блокировали аэ­родром, сбросив на него три бомбы, в результате чего были выведены из строя центр и северная часть взлетно-посадрчной полосы.

Уманский и Винницкий аэродромы, где находились основные базы противника, наши самолеты блокировали систематически.

В период весеннего бездорожья Военный совет 1-го Украинского фронта поручил 2-й воздушной армии снаб­жать 6-ю танковую и 40-ю общевойсковую армии боепри­пасами и горючим. Это задание выполняли части 326-й ночной бомбардировочной дивизии.

Доставка авиацией грузов проводилась двумя мето­дами: посадочным и парашютным (на случай непригод­ности посадочных площадок). Транспортирование осуще­ствляли самолеты ПО-2.

С 8 по 16 февраля для перевозки грузов дивизия осуществила 822 самолето-вылетов. За этот период было доставлено наземным частям 49 тонн горючего и сма­зочного материала, 65 тонн боеприпасов, 620 реактивных снарядов для гвардейских минометов.

Вместе с тем одной из первоочередных задач частей и соединений 2-й воздушной армии было нанесение си­стематических ударов штурмовой и бомбардировочной авиацией по живой силе и технике противника в районе окружения. Особенно эффективно действовали штурмо­вики, расстреливая колонны фашистов. Наши авиаторы были настоящими хозяевами неба.

За семнадцать дней Корсунь-Шевченковской опера­ции части и соединения 2-й воздушной армии осуществи­ли около 5000 самолето-вылетов. Несмотря на плохие метеорологические условия 2-я воздушная армия оказа­ла большую помощь наземным войскам в ликвидации корсунь-шевченковской группировки немецко-фашист­ских войск.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно