Д.С.: Калининградская область в апреле 1995 года

Важнейшими событиями месяца стали:

- полемика вокруг отмены таможенных льгот;

- митинг профсоюзов 12 апреля;

- выступления за отзыв В.Шумейко;

- митинг учителей у областной Думы 27 апреля;

- 50-летие штурма Кенигсберга 9 апреля 1945 года.

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
1.1. Ситуация после отмены таможенных льгот
По сути, в апреле произошел политический взрыв, разрушительные последствия которого еще предстоит оценить. Уже сейчас ясно, что рост социальной напряженности в ближайшее время гарантирован: областной бюджет не сформирован, предприятия практически остановились, сельское хозяйство на коленях, и как следствие этого, волнения работников бюджетной сферы.

Калининградский рынок отреагировал на Указ об отмене таможенных льгот от 24 марта 1995 года за №244 быстрым скачком цен, который разорит прежде всего мелких предпринимателей.

Глава АО Ю.Маточкин издал Постановление, в котором предложил Калининградскому таможенному управлению ГТК РФ «производить таможенное оформление товаров, за исключением подакцизных, ввозимых юридическими лицами, с условием потребления на территории Калининградской области, с предоставлением отсрочки по уплате ввозных и вывозных пошлин, НДС и спецналога под гарантию уполномоченных банков и администрации Калининградской области до утверждения Правительством РФ порядка формирования источников финансирования для компенсации потерь в связи с отменой таможенных льгот... определить перечень товаров, на которые будут компенсироваться ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС и спецналог» [1]. Такая схема только подтверждает сделанный ранее вывод об исчезновении СЭЗ «Янтарь» [19]. 1 апреля, но не в виде первоапрельской шутки «Калининградская правда» опубликовала разъяснения Калининградского таможенного управления о том, что в соответствии с федеральным законом «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) (подписан Ельциным 13 марта 1995 года) отменены все ранее предоставленные льготы по уплате таможенных пошлин, НДС и акцизов, за исключением льгот предоставленных в соответствии с законами РФ «О таможенном тарифе», «О налоге на добавочную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом РФ [2]. Этот закон вступил в силу 15 марта 1995 года, поэтому льготы, предоставленные в отношении товаров, ввозимых в Калининградскую область и вывозимых из нее, действие которых продлялось до 15 мая т.г. в соответствии с Указом №244 от 6 марта 1995 года, также отменяются. С 31 марта 1995 года таможни области осуществляют пропуск товаров при условии уплаты всех таможенных платежей, за исключением товаров, ввезенных на территорию области до 15 марта 1995 года. Такие товары будут до 15 апреля т.г. оформляться по-прежнему в льготном порядке.

Уже в пятницу 31 марта с границы стали поступать зловещие вести. «Я везу мебель на 80 миллионов, а они требуют, чтобы я 40 миллионов сейчас отдал. Это разорение», - жаловался некий предприниматель.

Стоит отметить в данном случае оперативность Государственного таможенного комитета РФ, так четко отреагировавшего на закон. А вот когда ожидали от него необходимых указаний, чтобы заработали льготы, «дарованные» области указом президента в декабре 1993 года, «инкубационный» период длился несравненно дольше.

Местные предприниматели задаются вопросом конституционного свойства: «Почему я, гражданин России, живущий в Калининграде, должен быть поставлен в худшие условия, чем такой же гражданин из Пскова?» Ведь льготы давали возможность калининградцам успешно конкурировать на внутрироссийском рынке. Теперь, когда их нет, на что они могут рсасчитывать и на кого надеяться? Естественно, что удар пришелся по региональным властям, у которых не нашлось серьезных оправданий.

Предприниматели подготовили открытое письмо-обращение к Президенту РФ, Госдуме и Совету Федерации, где выразили недоумение действиями президента и Госдумы и удивление «недостаточной настойчивостью чиновников администрации области, почти ежедневно ездивших в Москву на «борьбу» с чиновниками федеральными, которые напрочь игнорировали интересы экономики и населения региона. Действия многопрофильного политика С.Шахрая, выводы комиссии администрации президента должны были насторожить исполнительную и законодательную власть области и РФ. Однако этого не случилось [3].

«Складывается убеждение, - пишут предприниматели, - что федеральному руководству всех уровней не нужны Калининградская область, ее население и богатейший научный, промышленный и стратегический потенциал» [3]. Предлагается и набор мер, которые можно расценивать как ультиматум:

1. Немедленно изъять из текста Указа №244 упоминание о Калининградской области.

2. В самые короткие сроки (видимо, четырехгодичных дебатов было сверхдостаточно для уяснения ситуации с областью) принять закон «О статусе Калининградской области», в котором определить расширенные права законодательной и исполнительной власти области.

3. В срочном порядке принять постановление Правительства РФ, в котором установить государственное обеспечение восстановления и развития социально-бытового уровня жизни населения, промышленности [3].

Авторы считают необходимым срочно и широко обсудить возникшие проблемы.

Ю.Маточкин тем временем по-прежнему обсуждает «несогласованность действий администрации президента и правительства». Появление в Указе №244 упоминания о Калининградской области стало для него неожиданностью [4]. Он признал, что система компенсаций не спасет мелких производителей. Постановление главы администрации области всего лишь временная полумера. Задачи, которые, с точки зрения Ю.Маточкина, надо решать области, это работа над двумя законами:

1) О свободных экономических зонах;

2) О Калининградской области.

От стратегического курса СЭЗ «Янтарь» Маточкин отказываться не собирается и собирается предложить Правительству РФ что-то типа экономического эксперимента на территории области по развитию внешнеэкономической деятельности для разработки будущего процесса во взаимоотношениях с европейскими государствами и ЕС. А жителям области - подумать о проведении референдума, определяющего судьбу субъекта РФ, и более жестко поставить вопрос о региональном единстве и региональной ответственности [4]. К теме референдума Ю.Маточкин обращался уже не раз, что, видимо, и привлекло внимание «КоммерсантЪ-Daily». В заметке от 12 апреля 1995 года «Калининградцы пугают Москву независимостью» газета опубликовала следующую фразу: «Как заявил губернатор Ю.Маточкин перед отлетом в Москву на переговоры по этому вопросу (об отмене таможенных льгот. - Д.С.), если Москва не прислушается к мнению калининградцев, в области может быть проведен референдум о выходе из состава России» [5]. Ю.Маточкин незамедлительно выразил недоумение, что «такое уважаемое издание позволяет еще столь несерьезные публикации, и заявил, что, «как глава администрации Калининградской области, депутат Совета Федерации РФ, никогда подобных заявлений не делал» [5].

Агентство ИТАР-ТАСС опубликовало другое его заявление: «Не определяя своей четкой позиции по поводу будущего российского анклава на Балтике, мы сами провоцируем попытки отторжения его от Федерации» [6]. Это был комментарий к опубликованному в местных газетах проекту резолюции сената США, предлагающей передать управление Калининградской областью некой «международной инстанции» (см.ниже. - Д.С.). «Конечно, появление такого документа - явная попытка вмешательства во внутренние дела России, продолжал Ю.Маточкин, - и подобные шаги способны серьезно дестабилизировать обстановку в прибалтийском регионе и мире. Однако следует признать непоследовательность президента, правительства и парламента, то представляющих анклаву, то отнимающих у него льготы. Проект Закона о Калининградской области, в котором ясно заявлена ее российская принадлежность и определены пути развития как свободной экономической зоны, надолго увяз в комитетах Госдумы» [6].

На брифинге для представителей местных СМИ Ю.Маточкин отметил, что администрация области намерена войти в областную Думу с предложением провести референдум [6].

Председатель областной Думы В.Устюгов в вопросе о референдуме не столь решителен. «Горячие головы не прочь поговорить о совершенно ином, чем сейчас, статусе области», - отмечает он. Зачем проводить референдум, если большинство видят свое будущее в составе России? Нужно искать более реалистичные и солидные способы заявить свою точку зрения и убедить в ее справедливости» [7]. Кстати, Закон о референдуме был первым правовым документом областной Думы и был принят в конце 1994 года.

Заметим, что глубинную суть проблемы наиболее точно выразил тот предприниматель, который вопрошал о том, почему гражданин России, живущий в Калининграде, не может иметь равных возможностей с гражданином, живущим в Пскове. Ведь вопрос именно в равных возможностях для Калининградской области с учетом ее географического положения по сравнению с другими регионами России, а не в выпячивании некой «особости», которая так сильно раздражает Москву.

Постоянный оппонент Ю.Маточкина - депутат областной Думы В.Никитин считает, что «фактическая ликвидация такого уродливого образования, как СЭЗ «Янтарь», указом президента и подписанным им законом - это совершенно правильная, неизбежная и давно необходимая мера», поскольку «прежняя модель СЭЗ неизбежно вела к росту сепаратизма и скоро поставила бы под угрозу российские интересы на Балтике и российское будущее области» [9]. А поэтому нельзя дать себя вовлечь в политические игрища, связанные с референдумами о статусе области. Если проводить референдум, то лишь о доверии областной администрации, которая пришла к власти на волне обещаний создать рай под названием СЭЗ «Янтарь» и полностью раскрыла за 4 года свою неспособность сделать что-нибудь толковое для людей» [9].

Необходимо, по мнению Никитина, поставить вопрос о принципиально иной схеме компенсаций для области и ее бюджета дополнительных затрат, связанных с анклавным положением. Поскольку в модели СЭЗ «Янтарь» схема компенсаций представлена лишь как сумма экспортных и импортных пошлин, НДС и спецналога, то следует ожидать, что после отмены льгот эта сумма в несколько раз сократится в результате снижения внешнеэкономических связей и потому всерьез говорить о «каком-то механизме компенсаций не стоит» [9].

1.2. Реакция Москвы на ситуацию вокруг области
В русле выводов В.Никитина (или наоборот. - Д.С.) рассуждает начальник Контрольного управления Президента РФ Владимир Зайцев [20]. По сути, это аналитический доклад Президенту РФ, который, как говорят, был доложен до выхода указа об отмене льгот.

В.Зайцев, характеризуя всевозможные злоупотребления, оценивает ущерб области в результате «нарушения порядка перемещения товаров через границу» на сумму более 530 тыс. долларов.

Вывод: «Администрация области по-настоящему не ищет и не использует внутренние резервы и возможности. Здесь, как во многих других регионах, общая тенденция - больше просить у федеральных органов, чем зарабатывать самим» [10].

С визитом в Калининграде побывал советник председателя Госдумы Алексей Царев для ознакомления с ситуацией после отмены таможенных льгот. Заодно и поучаствовал в торжествах, посвященных 50-летию штурма Кенигсберга 9 апреля.

Он рассказал, что вопрос о Законе о Калининградской области «вызовет аллергию у депутатов мурманчан и приморцев. Царев высказал мнение, что лучше бы делать закон не о Калининградской области отдельно, а о «субъекте РФ, находящемся в конкретных географических условиях». И такой закон «в какой-то части будет касаться Приморья, в чем-то - Карелии, в большей части - Калининграда». Что касается таможенных льгот, Царев считает принятие поправок к закону от 13 марта, над которыми сейчас работает областная Дума, вполне реальным. Но «лучше будет, если это сделают не ваши депутаты, а представители других регионов и избирательных объединений, чтобы не было упреков в местничестве и лоббизме...» [11].

1.3. Политические партии и общественные организации
Вспышка активности политических сил была предопределена столь животрепещущими указами и законами.

Коммунисты провели областное собрание рабочих, на котором создали Совет защиты прав трудящихся. С докладом «О современном положении трудящихся и задачах рабочего движения, выступил секретарь обкома и член ЦК КПРФ Е.А.Довженко. Основная мысль доклада: прекратить прозападную ориентацию в государственной политике, дать власть народу [12]. К митингу профсоюзов 12 апреля коммунисты подготовили обращение к народу, в котором рекомендовали «господину Маточкину добровольно уйти в отставку» [13].

 

Областная федерация профсоюзов провела 12 апреля митинг протеста. В обращении к населению было заявлено о явном непонимании со стороны власть имущих взрывоопасной социальной напряженности в обществе.

Лейтмотивом митинга звучала фраза: «Бессмысленно выдвигать экономические требования, если не будет сменен политический курс» - в резолюции, принятой на митинге - недоверие Правительству РФ, местной исполнительной власти и требование их отставки. В случае дальнейшего игнорирования требований профсоюзы намерены провести забастовку.

Звучала, правда, и критика лидеров профсоюзов, обладающих «огромной собственностью и просторными кабинетами», однако общей ситуации это не меняло.

 

Региональная организация Партии народной совести складывается в Калининграде. Ее лидер А.Карякин выступил на страницах «Калининградской правды» с пересказом Программы партии, принятой от 19 марта на Учредительном съезде.

 

Партия любитей пива (региональная организация) выступила с инициативой отзыва В.Шумейко и уже приступила к сбору подписей. По их мнению, Шумейко не смог отстоять интересы области.

 

Международная конференция русских общин Литвы, Латвии и Эстонии прошла в Калининграде. Идея объединения русскоязычной диаспоры стран Балтии родилась как ответная реакция на экономико-политический прессинг со стороны Прибалтийских государств. Калининград, по их мнению, всегда относился к ним с большим пониманием, чем Москва.

 

«Думский десант» ЛДПР высадился в Калининграде прямо в день заседания областной Думы 27 апреля. Правда, самолету пришлось покружить в воздухе, поскольку литовские службы не сразу решили пропустить внеплановый спецрейс. Все же, покружив минут 15, самолет сел и госдумцы ознакомились с обстановкой на месте. Ю.Маточкин добивался в разговоре с ними поддержки Закона об области. В.Жириновский, проникнувшись ситуацией, что дополнительные права нужны области для решения вопросов с Литвой, с обидой спросил у Маточкина: «Кто мешал вам сказать мне это год назад!». Выяснив отношения и простив друг другу обиды, они договорились о встрече.

Некоторые склонны верить, что у депутатов Госдумы произошло прозрение: за время одного школьного урока они сумели осмыслить, как сказалась на Калининградской области начиная с 1991 года чехарда смен власти в России.

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
2.1. Сенат США о Калининградской области
Упомянутый выше проект резолюции палаты представителей сената США представлен республиканцем Кристофером Кацем 28 марта 1995 года. Приводим выдержки из документа:

 

«Выражая установку конгресса о выводе российской армии из Калининграда;

поскольку исторически Кенигсбергский край, лежащий у Балтийского моря, теперь известный как Калининград, до второй мировой войны принадлежал Германии;

поскольку после поражения Германии во второй мировой войне страны-победительницы на Потсдамской конференции согласились, что Кенигсбергский край будет управляться Советским Союзом до подписания формального мирного договора, когда будет решен вопрос и о суверенитете Кенигсбергского края;

поскольку в связи с холодной войной мирный договор с Германией остался неподписанным до 1990 года, когда Германия отказалась от претензий на Кенигсбергский край, однако суверенитет не был передан никакой другой стране;

поскольку с 1945 года до развала Советский Союз уничтожал исторические места Кенигсбергского края, переименовал край в Калининград, нанес существенный ущерб природе и превратил край в военную базу, в которой на площади в 15100 квадратных километров дислоцированы 200 тысяч военнослужащих;

поскольку Российская Федерация унаследовала в этом крае обязательства Советского Союза и

поскольку существование Калининградской военной базы представляет опасность для мира и безопасности Балтийского региона и Европы, особенно же для Литвы, которая чувствует себя в опасности между Калининградом и Белоруссией - двумя наиболее милитаризованными регионами в мире.

Палата представителей (при поддержке Сената) считает, что: Установка Конгресса является следующей:

1) Калининградский(Кенигсбергский) край должен быть превращен в демилитаризованную зону, а Российская Федерация обязана вывести свои вооруженные силы из этого края;

2) управление Калининградским (Кенигсбергским) краем должно быть передано Российской Федерацией международной инстанции и

3) соответствующим международным и региональным агентствам должно быть поручено исследовать возможности и восстановить интегральность края с его окружением» [1].

Комментарий пресс-центра областной Думы: «Первые сообщения о существовании этого документа появились в газетах Литвы в самом начале апреля. Руководство Думы обратилось в МИД РФ за консультацией. Необходим официальный текст проекта резолюции и подтверждение, что он действительно представлен в Капитолий и планируется к рассмотрению. Пока ответа из Москвы нет.

Тем не менее предварительный комментарий может быть дан уже сейчас.

Даже обсуждение, а тем более принятие такой резолюции будет расценено в областной Думе как грубое вмешательство во внутренние дела России, искажение послевоенной истории и нарушение норм международного права. Подобные шаги способны серьезно дестабилизировать обстановку в Прибалтийском регионе и мире. В связи с последним обращают на себя внимание слова о восстановлении «интегральности края с его окружением». Похоже, кто-то не прочь втянуть в политические спекуляции вокруг Калининградской области, Польшу и Литву...» [14].

2.2. Литва
Как подтверждение этих слов - публикация перепечатки из «Акирачай» [21], где Томас Венцлова рассуждает о том, как лучше решить проблему Калининградской области, а Арунас Стакишайтис («Атгимимас») комментирует последствия отмены таможенных льгот и перспективы референдума [15]. Томас Венцлова обосновывает мысль о том, что для Литвы выгодно утверждение идеи о создании четвертого независимого государства Балтии на территории Калининградской области. Государство это могло бы называться Пруссией, а лучше - Белоруссией (старинное латинское название). Соответственно надо «поддерживать те силы в Калининграде, которые хотят отвоевать у Москвы больше автономии (такие силы там есть)» [15].

Посол России в Литве Николай Обертышев полагает, что отсутствие А.Бразаускаса на предстоящих торжествах 9 Мая « никоим образом не отразится на поступательном развитии» российско-литовских отношений [16]. Тем временем в Литве создана специальная комиссия для подсчета ущерба, нанесенного Литве советской российской армией.

2.3. Польша
«Декрет Б.Ельцина прежде всего мощно ударит по россиянам, - говорит Ян Адамчик, хозяин торгового дома «Адамчик и Адамчик» в Калининграде. - Эта ситуация - драма для России, но и капитальный шанс развития польских пограничных регионов.

Большое повышение цен в Калининграде приведет к тому, что россияне начнут делать повседневные покупки тут же рядом - за границей» («Речь Посполита», 8-9 апреля 1995 года) [17].

Как сообщила польская газета «Свят» (8-9 апреля 1995 года), «Калининград должен сыграть стратегическую роль в будущем Европы, - сказал шеф немецкой дипломатии Клаус Кинкель во время своего визита в Литву. - Нельзя позволить, чтобы эта область стала белым пятном на карте: вместе с Литвой, Латвией и Эстонией она должна стать интеграционной частью Европы» [18].

Во время визита в Калининград посла Дании в России Хенрика Иверсена глава представительства Торговой палаты Гамбурга в Санкт-Петербурге и Калининграде г-н Хендель в беседе сказал высокому гостю: «Мы планируем выждать 4-5 месяцев. Если изменений не произойдет, мы окончательно уйдем из этого региона. Надо отдавать себе отчет в том, что ситуация крайне плоха.Торговая палата Гамбурга понимает, что теперь рушатся последние надежды на инвесторов» [18].

Источники

1. Калининградская правда.- 1995.- 5 апреля.

2. Калининградская правда.- 1995.- 1 апреля.

3. Цит.по: Калининградская правда.- 1995.- 7 апреля.

4. Маточкин Ю. Указ, который нас потряс // Калининградская правда.- 1995.- 7 апреля.

5. КоммерсантЪ-Daily.- 1995.- 12 апреля; Цит.по: Калининградская правда.- 1995.- 22 апреля.

6. ИТАР-ТАСС сообщает. Калининградская правда.- 1995.- 20 апреля.

7. Устюгов В. Когда правая рука не знает, что делает левая. Калининградская правда.- 1995.- 12 апреля.

8. Никитин В. Так кто же виноват и что делать?.- Калининградская правда.- 1995.- 14 апреля.

10. Цит.по: Калининградская правда.- 1995.- 8 апреля.

11. Калининградская правда.- 1995.- 13 апреля.

12. Калининградская правда.- 1995.- 5 апреля.

13. Калининградская правда.- 1995.- 12 апреля.

14. Громак В. Сенат США решает судьбу Калининградской области. России же, видимо, до этого дела нет. // Калининградская правда.- 1995.- 10 апреля.

15. Цит. по: Калининградская правда.- 1995.- 26 апреля.

16. Посол России в Литве настроен оптимистически // Калинингралская правда.- 1995.- 14 апреля.

17. Калининградская правда.- 1995.- 13 апреля.

18. Пресс-центр администрации области... // Калининградская правда.- 1995.- 13 апреля.

19. Слепокуров Д. Калининградская область в марте 1995 года. // Политический мониторинг. М.: ИГПИ, 1995.- №3, ч.1.

20. Российские вести.- 1995.- 31 марта.

21. Акирачай.- 1995.- №1.

Международный институт гуманитарно-политических исследований, Дмитрий СЛЕПОКУРОВ, Калининградская область в апреле 1995 года

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно