Д.С.: Калининградская область в октябре 1994 года

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
1.1. В областной Думе
События «черного вторника» совпали в Калининграде с заседанием областной Думы по бюджету, что, естественно накалило обстановку. После долгого выяснения отношений, всем стало ясно, что бюджет придется принимать с дефицитом в 230 миллиардов. Комиссия областной Думы по бюджету во главе с В.П.Никитиным доказывала, что нужно более изучить действительные потребности городов и районов области, а не исходить из цифр Минфина и Минэкономики. Никитин заметил, что нужно помочь администрации уйти от давления министерств и ведомств при формировании бюджета теперь уже 1995 года. Он считает, что в бюджете России Калининград должен стоять отдельной строкой. Администрации и областной Думе необходимо найти механизм взаимодействия по формированию бюджета.

Ю.Маточкин подробно остановился на перипетиях в Совете Безопасности РФ, о Государственной Думе по вопросу о Калининградской области. Заслушав главу исполнительной власти депутаты решили принять обращение совместно с администрацией к Б.Ельцину, В.Черномырдину, В.Шумейко, И.Рыбкину, где содержится просьба принять решение по основным проблемам, не решаемым сейчас федеральными органами. А именно: задолженность федерального бюджета, урегулирование транзита через Литву, обеспечение таможенных, налоговых и других льгот, финансирование строительства жилья и др.

«Надо отрешиться от политики инерционного следствия за центром», заявил Ю.Маточкин и внес ряд предложений по использованию местных финансовых ресурсов, чтобы завершить 1994 год. Поэтому на его взгляд, должно быть два прогноза бюджета на 1995 год: один с учетом реальной ситуации в регионе, другой для центра.

Отметим, что местные эксперты и представители финансовых кругов довольно скептически оценили сам факт принятия обращения в верхи, по крайней мере «ничего нового для решения проблем областные власти не предложили».

Ю.Маточкин считает, что необходимо создать государственную инвестиционную компанию, которая привлекла бы средства населения, используя два элемента: акции и лотарею. Таким образом, предлагается привлекать деньги под гарантии бюджета.

Дело закончилось привычным призывом работать на благо региона сообща, в том числе и над проектом бюджета 1995 года.

1.2. Областная Дума и областной суд
18 октября в областном суде сошлись три областные инстанции: суд, прокуратура и Дума.

Прокуратура отстаивает свою правоту, найдя нарушение закона в принятом Думой положении об обеспечении депутатской деятельности - в части гарантий неприкосновенности депутата. За неимением федерального нормативного акта на этот счет представительная власть региона решила осуществить правовое регулирование самостоятельно, что прокуратурой расценено как покушение на прерогативу Федерации [1].

Что решит областной суд пока неизвестно. Но очевидно, что в этой занятной ситуации он может существенно повлиять на процесс становления представительных органов власти в области.

Побывавший в Калининграде и Балтийске I зам.главкома ВМФ адмирал Касатонов сообщил, что летом 1996 года Калининград станет местом проведения фестиваля в честь 300-летия Балтийского флота. И участвовать в нем будут корабли 10 стран Балтийского моря. В те же дни в городе откроется памятник Петру I [2].

1.3. О работе над Уставом области
Новый виток обсуждений, каким быть уставу области, открылся с созданием совместной комиссии областной Думы и администрации. Предполагается, что Устав будет состоять из 3-х основных разделов. В первом должен быть сформулирован статус области в составе РФ и определены предметы ее введения. Главы второго опишут административно-территориальные деления, систему и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Содержание третьего составит экономике и все, что с ней связано.

Образованная комиссией рабочая группа предложила установить четырехлетний срок полномочий областного представительного органа. Его состав вероятно будет расширен и доведен до 30-ти депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Многие считают, что избирать их следует по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. То есть часть в территориальных округах, а часть - по партийным спискам. Поскольку среди нормативных актов, принимаемых областной Думой могут быть и именуемые Законами, не исключено, что нынешняя Дума станет называться законодательным собранием.

Склоняются к введению поста губернатора. Но одни видят в занимающем этот просто непосредственно главу исполнительной власти. Другие полагают, что помимо него, нужен и собственно руководитель администрации или правительства области. Однако и при том и другом варианте, избирать губернатора предлагается всеобщим прямым и тайным голосованием. Вместе с тем рабочая группа считает, что представительному органу надо дать право утверждения премьер-министра и выражения недоверия правительству.

Открытым остается вопрос о том, вводить ли в Устав специальную главу, касающуюся судебной власти. С одной стороны, она не может быть сугубо местной, с другой - необходим четкий порядок исполнения правовых уложений, применяемых в области.

Сюда же примыкает вопрос о придании областному суду некоторых функций по аналогии с судом Конституционным. Прежде всего это толкование самого Устава и разрешение возможных споров между законодательным собранием и губернатором или правительством.

По сути, оказалась отвергнутой идея использовать принятие Устава в качестве повода для переименования области. Отменяется прежде всего, нецелесообразность этого вопроса в настоящее время.

Для принятия Устава предлагаются 3 варианта: референдум, постановление областной думы и решение органа типа учредительного собрания. Его могли бы составить депутаты Думы и депутаты органов местного самоуправления.

В целом основной сдерживающий фактор в работе над Уставом - это отсутствие закона об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области.

1.4. Каковы перспективы принятия этого закона
В октябре 1994 года по этому поводу было сложено очередное количество «копия». После многотрудной работы, проделанной московскими и калининградскими экспертами Законопроект попал в комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике. Именно этот комитет утвержден Советом Госдумы в качестве ведущего при рассмотрении законопроекта и кто-то из руководителей этого комитета должен будет представлять его на пленарных слушаниях в Думе.

12 октября Ю.Маточкин выступил с содокладом на Совете Безопасности РФ подчеркивая прежде всего «особую роль региона в экономическом развитии России и обеспечении ее обороноспособности», подводя тем самым к необходимости принятия Закона. А доклад относительно будущего Калининградской области сделал вице-премьер Сергей Шахрай. Состоялась дискуссия с участием Б.Ельцина. А.Козырева, Н.Грачева, В.Шумейко. В результате президент распорядился подготовить еще один Указ о Калининградской области [3].

Что касается российского парламента то, судя по всему, рассматривать законопроект он не готов. Комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политике счел преждевременным вынесение этого вопроса на сессию, а решено лишь создать рабочую группу для определения «формы правового обеспечения решения проблем Калининградской области».

По словам Ю.Маточкина, эта ситуация его устраивает. «В принципе подчеркнуто понимание наших проблем, это уже достижение» [4].

1.5. Общественное мнение
Калининградский социологический центр провел опрос 100 человек, из них 56 женщин и 44 мужчины, проживающих в различных районах Калининграда, возрастом от 16 до 60 и с образованием от начального до высшего.

Вопрос на патриотическую тему: если бы вам предоставили возможность уехать за границу, то как бы вы поступили?

41% респондентов решили бы уехать, чтобы подзаработать денег и вернуться;

22% ограничились бы турпоездкой;

18% не уехали бы ни при каких обстоятельствах;

8% жаждут уехать навсегда.

Если верить цифрам, то особого желания «продаться Германии» или еще кому-либо у калининградцев не наблюдается. А вот практичности, пожалуй, прибавилось. 25% считают, что военные могут вывести область из социально-экономического кризиса.

Что же касается симпатий к политическим лидерам на случай, если выборы президента состоятся завтра, то за Б.Ельцина голосуют 10%, опережает его Г.Явлинский - 13%, 3%- Б.Федоров, по 2% - Бабурин, Жириновский, Руцкой, Гайдар, Черномырдин, 1% - Горбачев. Заметим, однако, что подобный опрос по всей Калининградской области дал бы другие результаты, что показали выборы в декабре 1993 года.

Любят ли калининградцы местную власть?

Ю.Маточкина отрицательно оценивают 43%, положительно - 22%. Председателя областной Думы В.Устюгова соответственно - 35% и 4%. Мэра Калининграда В.Шипова - 48% и 14%.

В целом, абсолютное большинство опрашиваемых отрицательно оценивают деятельность всех структур власти города и области. Относительно высокий рейтинг доверия (17%) имеет лишь областная администрация. Так, что к доверию люди склонны меньше, чем к забастовкам.

А могут ли прибегнуть к оружию для защиты своих политических взглядов?

54% - настроены мирно, но 15% вполне могли бы начать пальбу.

Неудовлетворенность жителей города очевидна, но когда был задан самый каверзный вопрос: хотелось бы или нет, чтобы наши дети и внуки навсегда остались жить в Калининграде, 60% ответили твердо «да» и лишь 9% не желают этого.

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
2.1. Польша
В Светлогорске 5-7 октября прошло заседание российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польши. На пресс-конференции, государственный секретарь Республики Польши К.Корона заметил, что переговоры носили «семейный характер». Ю.Маточкин, согласившись с такой оценкой, подчеркнул, однако, что различия в подходах к решению практических вопросов остаются [5].

Среди нерешенных проблем идущих по эстафете от одного «круглого стола» к другому осталось строительство польской части дороги Калининград-Эльблонг. Польская сторона заявила, что вопрос решается на уровне правительства и определила сроки реконструкции автотрассы.

Очевидна заинтересованность Калининграда в развитии транспортных путей и погранпереходов. Если сегодня автомобильные и железнодорожные пути связывают Калининградскую область с Россией через Литву, то теперь такой путь пройдет через Польшу. В решении, которое процитировал Ю.Маточкин, это звучит так: «В I квартале 1995 года рассмотреть и внести предложения о возможности регулярного железнодорожного движения через пункты Железнодорожный-Скандава, Кузница-Белостоцк-Гродно» [6].

Как заверили участники пресс-конференции, погранпереход Голдап-Сувалки-Гусев будет открыт в ближайшее время для пассажирского сообщения. Стороны сошлись на том, что уже с 1 декабря погранпереход приступит к действию.

Генеральный консул республики Польши в Калининграде Ежи Бар, отработав 2 года, уехал в Варшаву. По его мнению, именно благодаря открытию генконсульства удалось добиться прогресса в развитии партнерских связей. Дипломат отметил, что Калининградская область - «единственное место, где Польша и Россия непосредственно граничат» [3].

А вот автобан «Калининград-Эльблонг в обиходе называемый «Берлинкой», по мнению Ежи Бара лучше назвать как-то иначе. Причины понятны, немецкое влияние для поляков все равно, что нож к горлу. К тому же довоенные времена не вызывают приятных воспоминаний.

2.2. Литва
Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Литовской республики А.Бразаускас упомянул в своей речи и Калининградскую область. Он заявил, что судьбу области, «должна решать Европа» [8].

Областная дума заинтересовалась этим выступлением. В связи с чем, В.Устюгов обратился с письмом к министру иностранных дел А.Козыреву, в котором председатель областной думы просит представить полный текст речи президента Литвы в оригинале на английском языке или в аутентичном русском переводе. После его получения - если информация подтвердится - этот вопрос будет рассмотрен депутатами.

Между тем, советник А.Бразаускаса по внешнеполитическим проблемам Ю.Палецкис и ответственные работники российского посольства в Вильнюсе существенно разошлись в своих комментариях по поводу нашумевшего выступления [8].

2.3. Посольство США в Калининграде
В конце октября в Калининграде с ознакомительным визитом побывала группа сотрудников посольства США в Москве, в составе группы: первый секретарь отдела политических и военных вопросов Майкл Гфэллер, атташе политического отдела Ной Рубинс и атташе по вопросам науки и техники Чарльз Арит. Цель приезда-ознакомительная. Американские дипломаты проявили большой интерес к деятельности в регионе политических движений, конфессий, национальных общин, негосударственных средств массовой информации.

Источники

1. Свободная зона.- 1994.- 18 октября.- 1994.- С.2.

2. Калининградская правда.- 1994.- 18 октября.- С.7.

3. Калининградская правда.- 1994.- 13 октября.- С.1.

4. Калининградская правда.- 1994.- 14 октября.- С.1.

5. Калининградская правда.- 1994.- 3 октября.- С.1.

6. Калининградская правда.- 1994.- 8 октября.- С.1.

7. Калининградская правда.- 1994.- 5 октября.- С.2.

8. Калининградская правда.- 1994.- 13 октября.- С.1.

Международный институт гуманитарно-политических исследований, Дмитрий Слепокуров, Калининградская область в октябре 1994 года

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно