ОБРАЩЕНИЕ

Обращение участников региональной конференции по безопасности мореплавания Калининградской области к

Президенту РФ В.В. Путину
Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову
Вице-премьеру Правительства РФ А.В. Гордееву
Министру экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефу
Министру Транспорта РФ С.О. Франку
Председателю Государственного комитета по рыболовству РФ Е.И.Наздратенко
Министру государственного имущества РФ Ф.Р. Газизулину
Министру юстиции РФ Ю.Я. Чайке
Министру по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ И.А. Южанову
Начальнику Главного управления внутренней политики Президента РФ А.С. Косопкину
Заместителю полномочного представителя президента в СЗФО А.Г.Степанову
Главе администрации (губернатору) Калининградской области В.Г.Егорову
Полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.В. Черкесову

Поводом для обращения к Вам стали итоги прошедшей 26 марта 2002 года в Калининграде региональной конференции по безопасности мореплавания рыбопромышленных предприятий и учреждений Калининградской области.
В срок до 1 апреля 2002 года по поручению Правительства д о л ж е н б ы т ь с о г л а с о в а н в о п р о с о б ъ е д и н е н и я морских а д м и н и с т р а ц и й к а л и н и н г р а д с к и х п о р т о в.
Конференция выражает протест в отношении объединения и заявляет, что принятие такого непродуманного решения губительно отразится не только на рыбопромышленной отрасли Калининградской области, а впоследствии и России, но также на сложившейся в регионе системе безопасности мореплавания.
В предложении Минтранса об объединении не принимается во внимание целый комплекс сопутствующих вопросов. В связи с этим, Конференция тезисно представляет мнение более 800 участников, от 9 крупных и 60 средних и малых рыбопромышленных предприятий Калининградской области, в которых занято более 48 тысяч работников:
1. Обработкой морских грузов в Калининграде занимаются два порта согласно специфике: торговый и рыбный. Однако функциями базового, то есть полнофункционального порта убежища, обладает только Калининградский государственный морской порт Госкомрыболовства РФ (до 1995 года - Калининградский морской рыбный порт). Для эксклавной Калининградской области именно государственный статус рыбного порта как порта убежища имеет огромное значение. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 487 и приказом Госкомрыболовства РФ от 30.03.1995 г. № 51 для обеспечения максимальной поддержки его полнофункциональности была организована Морская администрация Калининградского государственного морского порта. В результате порт попал в число редких государственных портов, обладающих ещё и государственной администрацией и по этому сохранивший почти повсевместно утерянный потенциал порта убежища для судов под флагом РФ. За счёт привлечения номенклатуры новых грузов его транспортно - логистическая деятельность была диверсифицирована. Это позволило порту выстоять в сложных условиях перехода к рынку.
2. Специфика Калининградского государственного морского порта целиком и полностью совпадает с исторически сложившейся промышленной спецификой региона. Как видно из научно-обоснованных выводов института "Калининградпромпроект", осуществляющего в настоящее время проектирование портовых сооружений на акватории Калининградской области, "торгово-промышленный комплекс складывается на основе рыбообрабатывающей промышленности, связанной с океаническим и прибрежным ловом рыбы, освоением минеральных ресурсов и с расширением внешнеторговых связей. Его специализация и структура основаны на сочетании различных звеньев биопромышленного океанического цикла международного значения, рыбохозяйственного прибрежного и нефтедобывающего циклов местного значения, транспортно-производственного, машиностроительного и судостроительного циклов. Групповое размещение портов на ограниченном участке побережья создает благоприятные экономические условия для рационального распределения грузопотоков между портами. В результате каждый морской порт специализируется на обработке определенных видов грузов, что повышает эффективность перегрузочного процесса".
3. Основой деятельности Калининградского государственного морского порта, как и следует по Кодексу торгового мореплавания для рыбных портов вообще, является комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота, что в полной мере обеспечивается в КГМП в частности. В Калининиградском государственном морском порту имеется своя с л у ж б а э л е к т р о р а д и о н а в и г а ц и и, способная удовлетворить потребности судов в р е м о н т е р а д и о н а в и г а ц и о н н о г о оборудования, к о р р е к т у р е к а р т и навигационных пособий для плавания. Имеются специалисты, способные произвести (д е в и а ц и о н н ы е р а б о т ы судовых магнитных компасов (кстати, единственные в регионе). Такой службы у торгового порта нет, как нет у него и необходимых традиций и преемственности в деле обеспечения безопасности мореплавания по этим направлениям.
4. В Калининградском государственном порту в виде структурного подразделения существует ц е х з а щ и т н ы х и с п а с а т е л ь н ы х с р е д с т в ф л о т а, выполняющий работы по ремонту и профилактике индивидуальных и коллективных спасательных и защитных средств на судах.
5. В торговом порту полностью отсутствует необходимая инфраструктура по техническому обеспечению всего сложнейшего комплекса обеспечения безопасности мореплавания. Попытка объединения морских администраций портов на базе Морской администрации торгового порта именно поэтому в самой своей основе опасна для обеспечения безопасности мореплавания. Именно отсутствие производственно-технической инфрастуктуры для обеспечения системы безопасности мореплавания у Морской администрации торгового порта - причина коренных отличий в деятельности Калининградских портов.
6. Портовые власти торгового порта осуществляют только разовые проверки на случайно или периодически заходящих к ним чужих судах. Служба капитана Калининградского государственного морского порта живет вместе с приписанными к нему судами, сопровождает их постоянно во время всего жизненного цикла судна, обеспечивая безопасность мореплавания и регулируя весь правовой спектр отношений с этим связанных.
7. КГМП с е р т и ф и ц и р у е т с у д а на соответствие требованиям Международного Кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и постоянно держит под контролем выполнение этих требований экипажами и судовладельцами. Торговый порт этим не занимается, у него для этого нет ни средств, ни необходимых умений.
8. По выходу судна из порта, Служба наблюдения КГМП непрерывно следит за его местоположением и деятельностью на всей акватории Мирового океана, опытные капитаны дальнего плавания постоянно готовы прийти на помощь, дать консультацию, связать с необходимыми береговыми структурами. На основе функционирующего компьютеризированного аварийного комплекса оказания помощи (АКОП), КГМП г о т о в с р о ч н о р а з в е р н у т ь в с л у ж б е ш т а б к о н с у л ь т а т и в н о й п о м о щ и с у д н у, попавшему в аварийную ситуацию.
9. Мощный р а д и о ц е н т р КГМП сертифицирован на соответствие нормам ГМССБ, п о л н о с т ь ю о б о р у д о в а н необходимой аппаратурой и обеспечивает связью в районах А1 и А2 все суда при возникновении аварийных ситуаций, а спасательно-координационный центр торгового порта пользуется комплексом услуг КГМП.
10. В рамках выполнения Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. № 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов", Государственная администрация КГМП контролирует, на судах рыбопромыслового флота, наличие и функционирование аппаратного комплекса технических средств спутникового контроля. Торговый порт этим не занимается в виду отсутствия объекта мониторинга в системе Минтранса.
11. Архив порта хранит порядка 600 000 документов, личных дел, сведений о плавцензе калининградцев-работников нашей рыбной отрасли (капитанов, механиков, радистов, добытчиков, обработчиков). Это неоценимый капитал, позволяющий объективно судить о деловых качествах специалистов, избегать кадровых ошибок при назначении на должность. Со всей страны идут в КГМП запросы по восстановлению данных трудового стажа, пенсионного обеспечения, на основе документов, хранящихся с 1947 года. Торговый порт этого не имеет, т.к. припиской судов, паспортизацией и дипломированием экипажей там занимаются достаточно непродолжительное время, раньше эти процедуры совершались за них в Ленинградском порту.
12. Непонятно, что даст для социально-экономического развития области и ее населения объединение двух одинаковых по виду и совершенно разных по специфике надзорных органов? Ведь если мы следуем рекомендациям "ТАСИСА", то надо иметь в виду, что в мире (и в ЕС) давно ведется борьба за биоресурсы моря и рекомендации "ТАСИСА" - один из способов ослабить возможности рыболовной отрасли Российской Федерации, как серьезного конкурента в Северной Атлантике у берегов Европы, да и на всей акватории Мирового океана, где работают наши калининградские рыбаки.
13. Стоимость обеспечения безопасности мореплавания в общепортовом балансе затрат составляет около 30000000 рублей. Причём возврат бюджетных средств по ГМССБ составляет всего 1694500 рублей, то есть 5%. Таким образом, очевидно, что обеспечение безотказного функционирования всей системы безопасности мореплавания на акватории Калининградской области финансируется оборотными средствами от производственной деятельности КГМП, находится с ней в неразделимой связи. Поэтому рассуждения о возможной экономической эффективности предполагаемого переподчинения Государственной администрации Калининградского государственного порта беспочвенны, ибо, насколько известно, в бюджете РФ не предусмотрено такого порядка финансирования. Подчёркиваем, что производственная деятельность по обеспечению безопасности мореплавания не рассматривается как благотворительность - это составная часть рыбной промышленности. Так государственное предприятие выполняет важнейшие государственные функции, занимаясь чисто производственной деятельностью.
14. Существует множество международных и межправительственных документов по рыболовству. Эти Конвенции и Резолюции обязательны для исполнения работниками рыбопромыслового флота. Контроль их исполнения делегирован Федеральным органам в области рыболовства Госадминистрациям моррыбпортов. При отходах в рейс, в промысловые районы судов, в том числе и транспортных, специалисты службы капитана Калининградского государственного морского порта проверяют знание членами экипажей наиболее важных положений данных документов, наличие нормативной литературы на судах. Портнадзор торгового порта, естественно, не может выполнять данные функции.
15. Судя по Реестру КГМП, в настоящее время наметилась тенденция увеличения численности флота, судовладельцы приспособились к новым условиям, научились получать прибыль. В прошлом году зарегистрировано 4 новых судна типа "Балтика" (Объединенная морская компания). Многие судовладельцы ведут работу по строительству и приобретению новых рыбопромысловых судов ("Вестрыбфлот", "Запрыба", "Атлантический трест" и др.). Госадминистрация КМРП всеми способами стимулирует этот позитивный процесс, так как заинтересована в росте флота - основе благополучного существования всего рыбохозяйственного комплекса что неразрывно связанно с функцией порта убежища. Морской Администрации торгового порта, согласно ее функциям, подобный процесс безразличен.
16. После издания Приказа Госкомрыболовства № 135, Калининградский государственный морской порт приписал в Судовую книгу дополнительно 210 маломерных судов и число их непрерывно будет возрастать с развитием малого и среднего предпринимательства. Если с подобными судами колхозной системы, традиционно находившимися под надзором КГМП, проблем нет, то с судами частных предпринимателей их хоть отбавляй. Это суда, как правило, не серийные, а переоборудованные под рыбную ловлю плавсредства других типов, на которые отсутствует какая-либо документация. Над освидетельствованием и приведением в порядок документации этих судов сейчас работает Отраслевая лаборатория прочности и остойчивости судов Калининградского государственного технического университета. Совместно с морским Колледжем КГМП решает проблему начальной морской подготовки этих рыбаков по сокращенной программе, по обучению их элементам личной безопасности и помощи на воде. Совместно с мореходной школой разрабатывает механизм обучения и дипломирования этой категории специалистов. Вся эта работа очень специфична и не может выполняться работниками торгового порта.
17. Численность рыболовного флота России втрое превосходит транспортный флот. О с о б ы й с т а т у с ф л о т а п р о д о в о л ь с т в е н н о г о н а з н а ч е н и я - ф а к т о р п е р в о о ч е р ё д н о с т и п р е д о с т а в л е н и я п о р т о в ы х у с л у г с у д а м с п и щ е в ы м и г р у з а м и. Рыбная отрасль, пищевая промышленность и ряд продуктов агрохимии требуют, при проведении погрузоразгрузочных и складских работ, сохранения заявленной собственником стоимости груза. Это возможно только при особом технологическом режиме складирования и обработки грузов. Стоимость сохранения качественных параметров груза, в указанных выше отраслях, составляет значительную часть общих издержек производства. Как видно из перечня грузов, - это основная, традиционная номенклатура Калининградского государственного морского порта Госкомрыболовства. Другие грузы: металлы, уголь, комплектующие и т.д., не зависимы, в большинстве случаев, от особых технологических режимов перевалки и хранения, которые мало влияют на их качество (стальная чушка весом в 5 тонн ею и останется без дополнительных издержек на поддержание условий хранения). Только обладание собственной системой портовых властей позволяет решить необходимые задачи властно-распорядительного характера в порту, гармонизирующих необходимость первоочередной обработки рыбных грузов и остальной, не пищевой номенклатуры.
18. Нельзя исключить уникальный 55 летний опыт развития КГМП. П р е д п р и я т и е, в о з в е д ё н н о е на б о л о т и с т о й н е и с п о л ь з у е м о й н и к о г д а р а н е е м е с т н о с т и обладает значительным п о т е н ц и а л о м д л я п о р т о в о г о с т р о и т е л ь с т в а и эксплуатации высокотехнологичных инженерных сооружений. Калининградский торговый порт был выстроен ещё жившими в Кёнигсберге немецкими строителями и не имеет инженерно-конструкторского и строительного подразделений.
19. Не сравнима и налогооблагаемая база портов в силу различий государственной и частной систем. Для сведения, за 2001 год выплачено налогов:
* Морской торговый порт - 30 млн. руб.
* Морская администрация торгового порта - 10 млн. руб.
* Государственный морской порт (рыбный) - 97 млн. руб. При дефиците бюджета области в 400 млн руб., - как говорится, без комментариев.
Как Центру, так региональным властям необходимо задуматься о том, - стоит ли губить дерево, чтобы беречь сучья?
20. С учетом накопленного опыта эксплуатации советский и российский рыбопромысловый флот при неизмеримо большем количестве единиц достойно выдерживал сравнение по уровню аварийности с судами Минтранса. К примеру, только после аварии "Адмирала Нахимова", унесшей столько жизней, сколько не было за все время существования флота рыбной промышленности, Минтранс серьезно задумался о создании в своей структуре организации подобной Главгосрыбфлотинспекции. На этом фоне, по меньшей мере, странно выглядит стремление подчинить рыбопромышленников влиянию и юрисдикции Минтранса как надзорной инстанции по безопасности мореплавания, по их дипломированию и профессиональной сертификации.
21. Даже разговоры об усечении функции опеки и защиты интересов весьма подверженного рискам сектора экономики рыбной промышленности ослабляют позиции Калининградского государственного порта перед грузо- и судовладельцами. Если взят курс на разрушение рыбного порта, как объединяющего звена рыбно хозяйственного комплекса области, то, неизбежно, следом произойдет и разрушение всех составляющих рыбной отрасли и проблемами гособоронзаказа и продовольственной программы в ее рыбохозяйственном спектре придется заниматься Минтрансу. По плечу ли мундир?
22. С приведением Госадминистрации моррыбпорта в подчинение Минтрансу, под большим вопросом окажется будущее подведомственных Госкомрыболовству таких крупнейших учебных заведений, как Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининградский морской рыбопромышленный колледж, Калининградский государственный технический университет, выпускающих специалистов рыбопромышленников для России и других стран мира. Эта же участь ждёт институты "АтлантНИРО", Океанологии, десятки крупных технических центров.
23. Любому человеку понятно, что весь этот уклад жизни, весь опыт, накопленный за 55 лет существования рыбного порта и обеспечивающий достойное существование всей рыбной отрасли региона, будет непоправимо исковеркан объединением, а при желании некоторых персон и вовсе уничтожен.
24. Все изложенное основано на применении норм Кодекса торгового мореплавания - главного морского закона страны, который определил два федеральных органа исполнительной власти, в равной степени делегирующих полномочия портовым властям - Министерство транспорта и Госкомрыболовство. Поэтому, на сегодняшний день, отсутствует какой-либо законный механизм предполагаемого объединения, которое незаконно, по крайней мере, до корректировки в этом направлении Кодекса торгового мореплавания (а именно ст.ст. 9, 15, 16, 23, 24, 28, 29, 30, 35, 42, 45, 47, 51, 54; гл. V; ст.ст. 111, 113, 123, 386, 388). Потребуется корректировка и Гражданского кодекса РФ (ст. 130, 131, 223).
В качестве альтернативы этому скоропалительному, необдуманному и не подготовленному объединению, если рассматривать процесс с государственной точки зрения, можно предложить следующее:
- подготовить законодательную базу для выделения системы обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации в отдельную самостоятельную властную структуру, выведя ее из подчинения хозяйственным ведомствам, коими являются Минтранс и Госкомрыболовство. Для страны с самыми протяженными в мире морскими границами это не может выглядеть непозволительной роскошью. Либо для сокращения затрат на исполнения государственных функции ввести в Кодекс торгового мореплавания понятие базового порта (порта убежища), наиболее отвечающего требованиям безопасности мореплавания из портов со смежной акваторией;
- придать вновь образованной структуре функции федерального органа и передать ей все обязанности, определенные действующим Кодексом торгового мореплавания для Минтранса и Госкомрыболовства, в т.ч. и право законодательной инициативы, что позволит оперативно решать вопросы приведения национального законодательства в сфере обеспечения безопасности мореплавания в соответствие международным требованиям. Можно передать и другие дополнительные функции, свойственные, например, Береговой охране США;
- указанной структуре, также как и сейчас трактует КТМ, придать двухзвенную вертикаль управления, делегировав функции контроля и управления системой безопасности мореплавания в морских портах, образовав в них действительно самостоятельные независимые государственные органы способные охранять интересы государства, а не ведомств;
- привести отраслевую систему подготовки и дипломирования персонала судов в полное соответствие с требованиями Конвенции ПДНВ-78/95;
- создать полноценную отраслевую нормативную базу в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения морской среды;
- для исключения среди большого количества кадровых агентств нарушений в области трудового законодательства в рамках международных стандартов качества, необходимо создать соответствующий "уполномоченный орган" по набору кадров, согласно требованиям Международной Конвенции, способный руководить такими компаниями.
По нашему мнению, только такая реорганизация сможет произойти сравнительно безболезненно, т.к. при этом не будут присутствовать сиюминутные интересы различных по своему назначению ведомств.
Необходимо приостановить принятие решения по объединению администраций Калининградских портов до изменения Кодекса торгового мореплавания Федеральным Собранием РФ.
Принимая во внимание резолюцию первой региональной конференции Калининградской области по безопасности мореплавания от 26.03.2002, решение руководства Минимущества РФ от 08.10.1998 №1281-Р, решение Счётной палаты при Госдуме РФ от 14 июля 2000 года № 27 (219), а также решение КРУ Минфина по Калининградской области от 25.05.2000, конференция обращает Ваше внимание на то, что решение о реорганизации ГП "КМРП" и передаче части имущества новому государственному предприятию "Калининградская портовая нефтебаза" было принято Мингосимуществом Россиийской Федерации без надлежащего технико-экономического и экологического обоснования проекта, в нарушение постановления Правительства РФ от 10.02.1994 г. № 96 (п. 4) не приняты во внимание дополнительные условия Минсельхозпрода РФ.
ФГУП «Портовая нефтебаза» по роду своей деятельности - источник повышенной техногенной и экологической опасности. В настоящее время из-за юридической незавершённости решения вопроса о реорганизации, она оказалась выведенной из-под контроля, то есть часть причалов и акватории порта оказалась вне юрисдикции каких-либо портовых властей. Данная ситуация влечёт за собой загрязнение акватории р. Преголя нефтепродуктами, травмирование швартовщиков, работающих на необорудованных причалах. ФГУП «Портовая нефтебаза», территориально находясь на участке беспрерывного судоходства, может стать источником техногенных происшествий далеко не локального характера.
В предыдущих решениях о реорганизации с выделением отдельного производства были определены ряд оговорок и условий, которые делают процесс реорганизации незаконченным. На сегодняшний день ФГУП «Портовая нефтебаза» не имеет возможность государственного администрирования портовыми правами, так как статус предприятия не предусматривает в его составе наличие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность мореплавания и защиты окружающей среды. Обращаем Ваше внимание, что Калининградский государственный морской порт Госкомитета по рыболовству РФ полностью обеспечивает функции безопасности в пределах своей акватории, неотъемлемой частью которой является акватория ФГУП «Портовая нефтебаза».
Исходя из изложенного, просим реорганизовать Калининградский государственный морской порт ГКР РФ с целью присоединения к нему ФГУП «Портовая нефтебаза».

По поручению конференции обращение подписали:

Капитан дальнего плавания П.Г.Макаров

Ректор БГА, доктор техн. наук, профессор А.П.Пимошенко

Зам начальника КГМП по безопасности мореплавания, капитан дальнего плавания Н.Ф.Атюшев

Начальник Калининградского морского колледжа, кандидат наук, электрорадионавигатор-радиооператор первого класса В.А.Волкогон

Генеральный директор ЗАО "Вестрыбфлот" В.Н.Горбачёв

Начальник Госадминистрации Санкт-Петербургского рыбного порта, капитан дальнего плавания А.Ю.Олендский

Президент ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания П.А.Чагин

Председатель рыбколхоза "За Родину" А.И.Манылов

Президент Союза рыбопромышленников Запад А.Я.Дацышин

Председатель Морской коллегии Калининградской области А.В.Будурацкий

Капитан дальнего плавания В.Ф.Морозов

Заместитель генерального директора ОАО "Запрыба" по безопасности мореплавания П.П.Корнелюк.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно