Б.А.БРИЕДИС

По поводу дискуссии о целесообразности объединения морских администрации Калининградских портов. (Б.А.Бриедис, д.э.н., профессор)

В последнее время на разных уровнях системы государственного управления развернулась дискуссия по поводу целесообразности объединения Морских администраций Калининградских портов. Главным проводником и инициатором в данном вопросе выступает Министерство транспорта РФ - С.Ю.Франк.
Как видно из документов сопровождающих дискуссию, Минтранс предлагает модель одноуровневого управления всем комплексом государственных функций, связанных с оборотом морских и портовых прав под своей эгидой, резко расширяя круг собственного влияния на всю морскую инфраструктуру во всех ее проявлениях и во всех сферах.
По нашему мнению такой подход не только не целесообразен тактически, но опасен стратегически, вступает в неразрешимый конфликт с основополагающим документом государства в данной области - Морской доктриной РФ. Как известно Морская доктрина РФ изначально содержит определение рыболовства как важнейшей части экономики страны. Поэтому все вопросы, касательно обеспечения жизнедеятельности отрасли, ее дальнейшего развития, выведены в Морской доктрине в отдельные смысловые блоки. В доктрине рыболовство защищено политически от возможности внутренней конкуренции со смежными с ней ответвлениями морского дела, в том числе и, главным образом, с транспортным.
Необходимо еще раз напомнить что рыболовство - отрасль промышленности продовольственного сектора экономики, занятая выловом биоресурсов на разных акваториях и их последующей переработкой в средства питания человека. Морской транспорт в рыболовстве только небольшая часть ее технологии по доставке. товара на рынок, ее подчиненная составляющая, одна из многих.
Приведенное выше рассуждение при всей его простоте наталкивается на где сознательную, а где и по непониманию сути вопроса замалчивающуюся и преднамеренную подмену понятий со стороны Минтранса. Говоря образно, путается божий дар, любовь с банальной яичницей, блюдом! Для рыбака море важнейший фактор его производства, с которым у него отношения на несколько порядков выше, чем у транспортника, для которого море только водная дорога определённого маршрута и длины, на которой им оказывается транспортная услуга грузовладельцу.
Это аксиома, подтвержденная веками, всем развитием цивилизации. Это и есть основа разделения морских прав между отраслью - рыболовством и услугой - транспортом. Именно разделение прав до сих пор служило защитой от возможной внутренней конкуренции между ними и поддерживала разумный баланс их интересов.
Ни для кого не является секретом крах Минтранса советского образца, полностью потерявшего позиции крупного перевозчика мирового значения. По сути, от того времени осталось только гордое название. Министерство без отрасли и разумной сферы управления, без своего портового хозяйства и судов, без рычагов отраслевого управления, ибо не сумела за годы реформ ни уберечь старые, ни создать новые.
Целенаправленные шаги морского департамента Минтранса по усечению прав рыболовной отрасли, по переподчинению себе ряда ее функций контрольно-распорядительного характера в морских портах вызваны, полагаем, внутриведомственными интересами, интересами, во что бы то ни стало, удержаться в составе Правительства в качестве федеральной структуры.
Характерная особенность сегодняшнего дня - полное отсутствие экономических мотивов в обсуждении проблем морских портов и всего круга контрольно-распорядительных функции государства и их администрирования. Все они, так или иначе, связаны с проблемами безопасности мореплавания во всех его проявлениях.
Для информации, стоимость обеспечения безопасности мореплавания в общепортовом балансе затрат составляет около 30 000 000 рублей. Причём возврат бюджетных средств по ГМССБ составляет всего 1 694 500 рублей, то есть 5%.
Таким образом, очевидно, что обеспечение безотказного функционирования всей системы безопасности мореплавания на акватории Калининградской области финансируется оборотными средствами от производственной деятельности КГМП, находится с ней в неразделимой связи.
Поэтому рассуждения о возможной экономической эффективности предполагаемого переподчинения Государственной администрации Калининградского государственного порта беспочвенны, ибо, насколько известно, в бюджете РФ не предусмотрено такого порядка финансирования. Подчёркиваем, что производственная деятельность по обеспечению безопасности мореплавания не рассматривается как благотворительность - это составная часть рыбной промышленности.
Хороший пример, как государственное предприятие выполняет важнейшие государственные функции, занимаясь чисто производственной деятельностью.
Безопасность мореплавания суть специфические одновременные правовые отношения множества участников морского дела. Каждая составляющая в них носит строго документированный характер и закреплена особой процедурой. Она подчинена огромному числу ультимативных норм и правил как национального, так и международного происхождения. Для самого существования этих специфических отношений важно соблюдение незыблемости системы обеспечения и документирования действий субъектов прав как на море, так и на суше. поскольку они касаются мореплавания. Для безотказной работы такого сложного механизма существует особая индустрия, обеспечивающая возможность существования самого морского права как регулируемой системы отношений. Вся система безопасности мореплавания во многом есть результат производства подразделений портов, итог их производственной деятельности. Они создают особую услугу - часть как информацию - картографирование, навигация, радиообеспечение, метеослужбы, часть как материальное производство - система спасательных приспособлений и средств.
Минтранс РФ часто ссылается на зарубежный опыт, обосновывая свою позицию по перехвату контрольно-распорядительных функций у Госкомрыболовства РФ. Отсылаю соответствующих специалистов ко мнению Европейской ассоциации портов, которая в своей резолюции определила главные принципы существования портовых хозяйств в Европе. Ассоциация рекомендует воздержаться от создания единых хозяйственных организмов, как непременного условия развития этой отрасли экономики. Она резко выступает против искусственной специализации какого-либо причального хозяйства на моногрузах. Везде отстаивая самостоятельность рыбопромышленных предприятий.
Со своей стороны, думаю, что целесообразно приступить к обсуждению предложения об образовании на базе Госкомрыболовства и Министерства Транспорта РФ Министерства Рыбного хозяйства РФ с входящим в него департаментом морского транспорта, как государственной инстанции, координирующей деятельность мизерного по значению участка государственного регулирования. Целесообразность этого шага диктуется и опережающим мировой опыт российским научным базисом в области рыболовства, в исключительной по мировым масштабам научной инфраструктурой и нуждающимся в правительственной поддержке инновационным потенциалом. Не только гуманитарного, но и экономического содержания.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно