Л.П.ГОРБЕНКО

Порт - необходимое звено функционирования рыбохозяйственной деятельности. Перспективы развития (Начальник порта ГОРБЕНКО Леонид Петрович)

На конференции много говорится о том, что позиции сданы, разрушено многое, порт экономически ослаблен. Правильно говорится, что разрушать проще, чем созидать. За месяц мы не восстановим былую славу порта, но всё сделаем для того, чтобы никому не кланяться, а совместно с Союзом рыбопромышленников и вместе со всеми здесь присутствующими будем поднимать экономику и, правильно Вы говорите, развала рыбной промышленности ни в коем случае допустить нельзя. Любое дело перспективно в перспективных руках. Через новые кадры, через молодых специалистов, которые сидят в этом зале, которых надо держать при себе, практиковать их, чтобы они брали пример с нас, в умении принимать решение в умении организовать, проявить силу воли, и принимать государственные, мужские решения.
Любое дело должно быть в развитии. Если в рыбопромышленном комплексе будет порядок, будет и безопасность мореплавания.
Рыбная промышленность у нас в области поднимется, благодаря таким подвижникам, как Горбачёв Владимир Николаевич, генеральный директор ЗАО «Вестрыбфлот». Вспоминаю, когда мы работали с Владимиром Александровичем, который хотел иметь такие БАТМы, как сейчас в «Вестрыбфлоте». Все суда в хорошем техническом состоянии. Он взял в бербоут-чартер ТР «Вега». Кстати, думаю, что это не за горами, - будем брать у иностранцев в аренду плавсредства и работать на них, в том числе, и в экономической зоне на Балтике. Есть сейчас предложения даже от испанцев, взять суда. Под нашим флагом пусть вылавливают, перерабатывают, а готовую продукцию, в том числе, отправляют в Испанию. «Вестрыбфлот» занимается вплотную строительством нового флота. Поэтому, на его примере я говорю, что калининградская рыбная промышленность имеет перспективу, пока будут такие способные руководители.
Мне нравится тема разработки программы развития рыбной промышленности региона и, прежде всего, расчет надо делать на собственные силы, финансировать за счёт прибыли, остающейся в предприятии, только потом за счёт заёмных средств и в последнюю очередь за счёт иностранных инвестиций. Это мои убеждения по жизни, поскольку мы и не дождёмся этих иностранных инвестиций, так как нищим их не дают.
Мы должны заботиться о сохранении биоресурсов, в том числе и в экономической зоне, заливах, и участвовать в международных проектах, так как наша сфера обитания у моря, а, следовательно, и наша питательная среда.
Хотелось бы ещё отметить часто поднимающийся вопрос из своей практики, о том, что групповое размещение портов на ограниченном участке побережья создает благоприятные экономические условия для рационального распределения грузопотоков между портами. В результате каждый морской порт специализируется на обработке определенных видов грузов, что повышает эффективность перегрузочного процесса». Это выводы Калининградпромпроекта, кстати, для строительства перерабатывающего завода в Светлом. Правда, в отличие от проекта, который не дали построить на территории нефтебазы, он называется не нефтеперерабатывающий завод, а разгонная установка, но расположен также на берегу канала, только в районе Светлого. Мне нравится, что это поняла и администрация области. Это правильно и разумно.
Хотелось бы сказать, что при объединении администраций нарушается главный морской закон страны, Кодекс торгового мореплавания, а именно ст. 9; гл. III; ст. 54; гл. V; ст. ст. 111, 113, 123, 386, 388. Между тем, в главе II сказано, что ведение промысла является торговым мореплаванием, то есть КТМ одинаково применим обеими отраслями. Перетягивание одеяла на себя - от нашей неактивности. Когда принимался КТМ, то в Госдуме было около 100 капитанов, а от рыбной отрасли - никого. На парламентских слушаниях то же самое. Этот вопрос требует инициативы.
Функции у портов совершенно разные.
Архив порта хранит порядка 600000 документов, личных дел, сведений о плавцензе калининградцев-работников нашей рыбной отрасли (капитанов, механиков, радистов, добытчиков, обработчиков). Это неоценимый капитал, позволяющий объективно судить о деловых качествах специалистов, избегать кадровых ошибок при назначении на должность. Как можно передипломировать капитана или механика, когда отсутствуют личные дела, не известно его прошлое.
Со всей страны идут в рыбный порт запросы по восстановлению данных трудового стажа, пенсионного обеспечения, используя документы, хранящиеся с 1947 года. Должен сказать люди с возрастом приходят к промежутку, когда приходится вспоминать, в какие экспедиции ходил, на какой срок, в какие моря, от какой организации. Это же пенсия. Не надо забывать об этом. Вопрос немаловажный - вопрос социальной значимости, когда мы говорим о человеке. Сохранение этого капитала - это забота государства. Здесь уже немало говорилось, что государство потеряло контроль над социальными вопросами. Почему так и живём, кстати.
Очень чётко высказался Александр Петрович Пимошенко, ректор БГА, что во главе угла безопасности мореплавания стоит человеческий фактор. Я сам ходил в море, и как-то в присутствии уважаемого Эрнеста Михайловича губернатору области Владимиру Григорьевичу Егорову высказал, что тот, кто не ходил на СРТ - не видел моря, кто не работал губернатором - не видел горя.
Человеческий фактор, как и престижность профессии, зависит от уровня оплаты труда от гарантии сохранения его рабочего места в будущем. Я думаю, мы постараемся, исходя из ваших выступлений, создать крюинговую компанию на базе службы капитана порта.
Я предлагал в своё время, будучи губернатором Калининградской области Правительству Евгения Максимовича Примакова (а вы знаете, что за то время сменилось 7 правительств), создать национальный комитет по квотам. Чтобы не было грабежа биоресурсов, чтобы от продажи квот была польза рыбакам любого региона. Сделали через Министерство экономики и торговли. В конечном итоге мы все видим недостатки этого решения. Квоты проданы туда, где нет рыбы. Сейчас, естественно иски к Минэкономики. Чехарда и реформы уже не воспринимаются, потому что это ни что иное, как передел собственности, смена власти над собственностью. Какая там приватизация? Пока не будет государственного регулирования, передел собственности - постоянный процесс.
В качестве альтернативы этому скоропалительному, необдуманному и не подготовленному объединению, если рассматривать процесс с государственной точки зрения, можно предложить следующее: подготовить законодательную базу для выделения системы обеспечения безопасности мореплавания в Российской Федерации в отдельную самостоятельную структуру, выведя ее из подчинения хозяйственным ведомствам, коими являются Минтранс и Госкомрыболовство. Для страны с самыми протяженными в мире морскими границами это не может выглядеть непозволительной роскошью.
Придать вновь образованной структуре функции федерального органа и передать ей все обязанности, определенные действующим Кодексом торгового мореплавания для Минтранса и Госкомрыболовства, в т.ч. и право законодательной инициативы, что позволит оперативнее решать вопросы приведения национального законодательства в сфере обеспечения безопасности мореплавания в соответствие международным требованиям. Можно передать и другие дополнительные функции, свойственные, например, Береговой охране США; указанной структуре, также как и сейчас трактует КТМ, придать двухзвенную вертикаль управления, делегировав функции контроля и управления системой безопасности мореплавания в морских портах, образовав в них действительно самостоятельные независимые государственные органы способные охранять интересы государства, а не ведомств.
Привести отраслевую систему подготовки и дипломирования персонала судов в полное соответствие с требованиями Конвенции ПДНВ-78/95. Создать полноценную отраслевую нормативную базу в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения морской среды. Для исключения среди большого количества кадровых агентств нарушений в области трудового законодательства в рамках международных стандартов качества, необходимо создать соответствующий «уполномоченный орган» по набору кадров, согласно требованиям Международной Конвенции, способный руководить такими компаниями.
По нашему мнению, только такая реорганизация сможет произойти сравнительно безболезненно, т.к. при этом не будут присутствовать сиюминутные интересы различных по своему назначению ведомств.
Необходимо приложить максимум усилий для нейтрализации рождённого, где бюрократической чехардой, а где и лоббистским давлением олигархических групп на органы исполнительной власти, к кажущимся, на первый взгляд, простым, а, на самом деле, вредным решениям. Вредным, как сегодня, так и на долгосрочную перспективу.
Необходимо приостановить принятие решения по объединению администраций Калининградских портов до изменения Кодекса торгового мореплавания Федеральным Собранием РФ.
Хочу предложить на базе нашей конференции сделать общероссийское совещание по безопасности мореплавания и проблемам рыбопромышленного комплекса в Калининграде. Неважно, в каком зале. Просил бы Василия Неоновича Антонова начальника отдела мореплавания Госкомрыболовства РФ, Виталия Андреевича Шестопалова, заместителя начальника управления международных отношений Роскомрыболовства поддержать это мнение и провести это совещание у нас.
Ведь калининградский рыбопромышленный комплекс - это общероссийская модель. Сначала Рыбный порт, дальше учебные заведения: университет, академия, колледж, исследовательские институты. Нужны ли они в Минтрансе? Это приведёт к разрушению всех звеньев рыбопромышленного комплекса.
Изменять надо эволюционным путём, как подсказывает жизнь. Жизнь подсказывает совсем другое, как раз то, о чём говорилось сегодня.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно