А.П.ИВАНОВ

Организация технического надзора за маломерными судами - важнейшая задача обеспечения безопасности мореплавания (Заведующий кафедрой кораблестроения КГТУ ИВАНОВ Анатолий Петрович)

С целью совершенствования государственной политики в области безопасной эксплуатации маломерных промысловых судов и защиты окружающей среды приказом Госкомрыболовства № 135 от 11.05.01 с 1 июня 2001 г. введено в действие «Положение о государственном надзоре за маломерными судами рыбопромыслового флота России», определяющее новую систему надзора за указанными судами.
Во исполнение этого приказа Государственная администрация Калининградского морского рыбного порта и Калининградский государственный технический университет как органы надзора с августа 2001 года выполняют освидетельствование маломерных судов Калининградской области. Университет осуществляет технический надзор, а Госадминистрация рыбного порта - надзор за безопасностью плавания и ведение промысла.
В университете на базе кафедры кораблестроения и Отраслевой лаборатории мореходных качеств судов создан научно-технический центр надзора за маломерными судами рыбопромыслового флота Калининградской области. В соответствии с направлениями и содержанием работ этого центра в его составе организованы и функционируют два отдела: «Постройка и эксплуатация маломерных промысловых судов» и «Проектирование маломерных промысловых судов». Также при этом центре работает студенческое проектно-конструкторское бюро.
В качестве основного места освидетельствования маломерных промысловых судов была определена экспериментальная база отраслевой лаборатории мореходных качеств судов в пос. Рыбачий на Куршской косе.
Информация, необходимая для того, чтобы стать на учет и пройти освидетельствование, была разослана заказной почтой всем зарегистрированным в Запбалтрыбводе судовладельцам во 2-ой половине июля 2001 года. С первого августа рыбный порт и университет начали прием судовладельцев.
Учитывая состояние дел с надзором за маломерными судами Калининградской области в последние десять лет и в целях обеспечения постепенности перехода на новую систему, были установлены следующие сроки освидетельствований в 2001 году:
- судов, выходящих в море - 31 октября;
- судов, находящихся в собственности рыболовецких колхозов и плавающих во внутренних водоемах - 30 ноября;
- остальных судов-31 декабря.
Срок освидетельствования судов в 2002 году - 31 мая.
В соответствии с «Правилами классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота» технический надзор должен осуществляться через их освидетельствование:
- первоначальное;
- периодическое (ежегодное и очередное);
- внеочередные освидетельствования.
В 2001 году было начато и в настоящее время продолжается наиболее сложное первоначальное освидетельствование, которое было разбито на два этапа: предварительное и окончательное. Причиной такого деления на этапы явилось то, что судовладельцы в абсолютном своем большинстве не располагали в полной мере необходимой технической документацией по своим судам, а возраст последних, как правило, превышал предельный срок эксплуатации маломерного промыслового судна (12 лет). Особо следует подчеркнуть отсутствие судовых документов, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, а именно - Информации об остойчивости (для палубных судов) или Наставления по сохранению плавучести и остойчивости (для беспалубных судов).
Цель предварительного первоначального освидетельствования, выполненного по сокращенной программе, заключалась в том, чтобы в первом приближении установить, обеспечена ли безопасность плавания и ведения промысла судном и, если да, то в каких районах и условиях плавания. На этом этапе обследовались главные и вспомогательные механизмы, судовые устройства, электрооборудование, противопожарная защита, системы и средства пожарной безопасности, спасательные средства и устройства, аварийное снабжение, сигнальные средства, навигационное оборудование, установки радиосвязи, водонепроницаемость закрытий дверей, люков, горловин и других судовых отверстий. Для палубных судов устанавливалась минимально допустимая высота надводного борта. Для беспалубных судов выполнялось расчетно-экспериментальное определение всех регламентируемых Правилами мореходных качеств.
В рамках окончательного освидетельствования, ведущегося в настоящее время, осуществляется оценка соответствия Правилам корпусных конструкций и винто-рулевого комплекса, а для палубных судов, кроме того, остойчивости и ходкости (опыт кренования, ходовые испытания, разработка Информации об остойчивости). Плановый срок завершения этого этапа и освидетельствования в целом - 31 мая т.г.
К настоящему времени заявлено на освидетельствование 154 судна, в том числе 106 судов - палубные и 48 - беспалубные. Из них были предъявлены к осмотру 148 судов. Получили временные судовые документы о годности к плаванию 130 судов. На всех судах были выявлены недопустимые по условиям безопасности плавания дефекты:
- нарушена водонепроницаемость переборок, а на ряде судов они просто отсутствуют;
- нарушена водонепроницаемость закрытия дверей, люков, иллюминаторов, окон рубок. Во многих случаях конструкция закрытия не соответствует требуемым параметрам;
- имеются серьёзные замечания по состоянию якорных устройств. На многих судах нарушена противопожарная защита, отсутствуют противопожарные средства, большинство судов оказались не готовы к борьбе за живучесть и непотопляемость, условия работы на судах не отвечают требованиям техники безопасности и охраны труда;
- На всех палубных судах отсутствует грузовая марка, знаки надводного борта, информация об остойчивости, а на беспалубных судах - наставление по сохранению плавучести и остойчивости, корпуса ряда палубных судов сильно изношены и требуют ремонта, разброс по годам и по возрасту судов очень большой. Есть суда и возрастом 35 - 50 лет.
Для того, чтобы судовладельцы могли работать над устранением дефектов, им, помимо положенного технического акта осмотра, выдавался перечень конкретных замечаний. На сегодняшний день около 15% судов не получили разрешение на плавание. Все неудачники кроме одного - это беспалубники, прошедшие переоборудование и переведённые в категорию палубных судов. Однако при этом были потеряны некоторые эксплуатационные качества, в первую очередь эксплуатационность и безопасность работы с орудиями лова.
Следует отметить, что таких судов переделок было предъявлено значительно больше и было около 1/3 из числа обследованных. Нам пришлось выполнить разъяснительную работу, убеждая судовладельцев привести их суда к виду удобному и, главное, безопасному в эксплуатации. Зачастую, эта работа выливалась непосредственно в проектно-конструкторские консультации. Но это не единственный пример нашей работы, не свойственной органу технического надзора.
При организации проведения освидетельствования мы столкнулись с трудностями, связанными с тем, что флот Калининградского региона рассредоточен по десяткам точек и неоднороден по составу. Первую из указанных трудностей удалось преодолеть за счёт организации 11 опорных пунктов обследования судов. Все суда расписаны по этим пунктам. Составлен и реализуется, представленный судовладельцам, график предъявления судов. Налажена система проведения семинаров судовладельцев. Наши предложения по организации работ обсуждаются, как правило, со специалистами службы капитана рыбного порта, что позволяет взаимно согласовывать технический надзор и надзор за безопасностью мореплавания и ведения промысла. Промежуточные результаты нашей работы заслушивались на заседании Рыбохозяйственного совета в Администрации Калининградской области. В целом, как показывает наш опыт освидетельствования, введение государственного надзора за маломерными судами в калининградской области является мерой нужной, так как позволяет повысить техническую готовность судов и безопасность их эксплуатации.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно