А.П.ПИМОШЕНКО

Роль учебных заведений Госкомрыболовства РФ в подготовке специалистов рыбохозяйственной отрасли (Ректор БГА РФ, д.т.н., профессор ПИМОШЕНКО Александр Петрович)

Уважаемый Леонид Петрович, уважаемые участники нашей сегодняшней конференции. Это вообще-то третья конференция, которая посвящена обеспечению безопасности мореплавания. Две международных конференции были проведены на базе Академии. На них присутствовали представители всех регионов от нашей отрасли и не только нашей отрасли, а и Минморфлота, Регистра и так далее. И вот сейчас, находясь рядом с Алексеем Юрьевичем, капитаном порта Санкт-Петербурга, я задал вопрос, не пора ли нам провести снова третью научно-методическую конференцию с участием глав администраций портов где-нибудь в декабре, подвести итоги, как мы поработали за тот период. Он сказал, да. Это сделать необходимо. Кстати, об этом сказали и представитель Госкомрыболовства, недавно я находился там в командировке. Поэтому, мы подумаем, если рекомендация такая будет, то мы конференцию возьмём на себя.
Дорогие участники форума, опытные моряки, мореплаватели и контролёры. Вы все знаете, что за последние 30 лет все суда морского флота, будь это промыслового или транспортного флота строятся по самым строгим классификационным требованиям своих обществ: Регистров, Веритас и т.д. Суда оснащаются самым современным навигационным, акустическим, и радиотехническим оборудованием, а аварии, катастрофы и гибель людей как были, так и есть. Международная морская организация провела анализ причин этих аварий и катастроф и пришла к единому выводу, что в них повинна не техника, а человек. И впервые ИМО введено такое понятие, как человеческий фактор. Под этим понятием понимается некомпетентность, безответственность, неумение моряков действовать в сложных ситуациях или усталость. Вот 4 этих составляющих. Именно по этой причине в 1987, а потом и 1995 году была принята Международная Конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несению вахт. Эта Конвенция требует от всех моряков мира, какое бы учебное заведение они не заканчивали, пройти сертификацию и дополнительную подготовку по отдельным сертифицированным программам на определённого требования тренажёрах. Так вот, мы, Леонид Петрович, идя в ногу, в своё время, первые у нас в России в 1997 году создали такую базу, которая позволяет проходить подготовку и переобучение не формально, как это было раньше, в лучшем случае огнетушитель показали, научили им пользоваться и на этом конец борьбы с пожаром.
Или мы можем привести целый ряд случаев по спасению на море. Последний случай по человеческому фактору приводили здесь, когда траулер «Атлантрыбфлота» посадили на мель. 500 тыс. долларов потеряно. Но мы можем и другие случаи привести, когда не так давно погиб траулер у берегов Норвегии и никто из членов экипажа не мог включить стойку ГМССБ. Следующий случай. Капитан на Дальнем Востоке, перевозя палубный груз, при смещении этого груза, был поднят из воды задохнувшимся в гидрокостюме. Примеров таких можно приводить сотни. Поэтому мы сейчас проводим единую политику по повышению роли человеческого фактора.
Первое. У нас изменены учебные программы для судоводителей, механиков, радиоинженеров и холодильщиков таким образом, чтобы они отвечали требованиям Международной Конвенции. Если вы возьмёте её в руки, то одной рукой её трудно поднять. И на каждой странице наугад везде вы найдёте слово компетентность для всех, начиная с капитана и заканчивая юнгой.
Второе. Мы проводим работу с моряками по переподготовке по требованиям Минтранса. Академия сертифицировала наш тренажёрный центр, который имеет международный сертификаты качества норвежской фирмы «Теленор», Российского Регистра, Минтранса и поэтому наши дипломы и сертификаты признаются во всех портах мира. Нас знают сегодня в любой стране, проблем нет. Для облегчения участи по переподготовке, о чем была записка, никакой дополнительной подготовки для рыбаков не существует кроме тренажёрной. Дополнительно требования проводятся по инструкции Минтранса.
Но нам не дано право. И только благодаря глубокоуважаемому Василию Григорьевичу, капитану торгового порта и усилиями ректора удалось нам найти общий язык с Минтрансом и Академией Макарова, снизить стоимость обучения и организовать эти курсы у нас, чтобы люди не тратили деньги на дорогу. Сейчас мы уже около 4500 моряков для морского транспортного флота переобучили.
Что касается рыбаков, то здесь проблем нет. Наши тренажёры по всем видам и по выживаемости, и пожарной безопасности, по медицине, шлюпки всегда готовы. Мы стараемся не создавать очереди. Если моряк обращается с просьбой ускорить переобучение в связи с выходом в море, то приказом ректора организуется первоочерёдность. Никаких проблем по этому направлению нет. Россия подписала Конвенцию, обязалась её выполнять и поэтому нужной всё делать качественно и на высоком уровне.
Я хотел бы затронуть и другой аспект, о котором как-то краем говорилось. Работу круинговых компаний. Я говорю, прежде всего, о несертифицированных компаниях, а не о тех уважаемых компаниях, где и защита людей предусмотрена.
Ущерб наносится двойной. Нет социальной защиты и низкое качество подготовки. Поэтому необходимо в решение нашей конференции записать такой пункт. Просить Госкомрыболовство ускорить сертификацию круинговых компаний в нашем регионе. Это безобразие, когда мы имеем 28 компаний, которые иногда состоят из двух человек. Моряков направляют, а им зарплату не платят или гибнут. Не понимаю, почему профсоюз наш мало внимания уделяет, ведь можно совместно решить эту проблему.
Ещё одна большая проблема - организация практик. Курсанты и академии и колледжа ценз должен иметь одинаковый, обязаны к концу учебного заведения получить рабочий диплом. Что касается рыбного порта, то я немножко удивлён, почему курсанты написали в президиум? Вы меня не видите в Академии? Тут проблем нет никаких. А что касается получения диплома доподготовки по Минтрансу, то здесь извольте заплатить и поучиться. Это не наша воля. Штурмана - по 48 часовой, недельной программе, а механики должны поработать месяц.
Леонид Петрович, одна просьба к Вам. Учебную практику мы решаем с помощью «Крузенштерна», а что касается учебно-производственной практики, то неохотно принимают курсантов рыбопромышленные компании. Не все откликаются на просьбы о проведении преддипломной практики. Мы уже предусмотрели в программах отсутствие курсантов в течение 9 месяцев, чтобы их самолётом отправлять и т.д. Вспоминаю Шмелькина, светлая о нём память, он сам проявил инициативу, заключил договор. Другие не очень-то. Ребята-то идут работать на промысловый флот. Мы выпустили недавно 42 судоводителя и 43 механика - все до единого ушли. При вручении дипломов спрашиваю, какие проблемы есть? А какие проблемы, если 65 запросов на 42 места.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно