30.01.2002 Калининградскую область сделали банкротом умышленно

Виктор ВасильевВиктор Васильев, руководитель управления МНС РФ по Калининградской области, к. ю. н.
О том, что наша область банкрот, населению янтарного края стало известно после достопамятной /апрель-июнь 2001 года/ комплексной проверки Счетной палатой РФ исполнения регионального бюджета за 2000 год. Компетентное "вскрытие" показало, что доходы бюджетной системы области не покрывают долговых обязательств эксклава. Столь жесткий, совершенно неожиданный для многих диагноз усугублялся "приговором" об отсутствии эффективного управления нашей Особой экономической зоной.
Выходит, что все еще кое-кем воспеваемую бывшему губернатору области Л.Горбенко осанну впору сменить на реквием.
Как же оказался в столь глубокой долговой яме самый западный регион России? Почему в условиях профицитного областного бюджета 1999 года и практически такого же в 2000 году мы не только не стали жить лучше, но и погрязли в долгах, как живущий не по средствам мот?
Задолженность по так называемому налоговому кредиту составляет более половины обязательств области перед федеральным бюджетом. Думаю, долговая история региона, связанная с этим кредитом, многим откроет глаза на одну из мрачных сторон Зазеркалья областной исполнительной власти. Данная история до сих пор подавалась калининградцам в искаженном и крайне урезанном виде. Пришло время назвать вещи своими именами.
В апреле 1995 года между Минфином России, администрацией Калининградской области и Комитетом по развитию свободной экономической зоны "Янтарь" /далее Комитет/ был заключен договор о предоставлении и возврате налогового кредита за счет средств федерального .бюджета в размере 200 млн рублей /в сегодняшнем масштабе цен/. Гарантии обеспечивались администрацией области. По сути, предметом договора была обычная бюджетная ссуда, которой неправомерно присвоили статус налогового кредита, но не будем цепляться к мелочам.
В течение 1995-1996 годов Комитетом были выданы 32 заемщикам кредитные средства в сумме 200 млн рублей на возвратной основе с уплатой процентов за пользование в размере 1/4 учетной ставки Центробанка России. Как видим, с размещением нежданно свалившейся на область финансовой благодати видимых проблем не было. Проблемы появились потом, когда вдруг стало вырисовываться, что некоторые заемщики вовсе не являлись представителями приоритетных объектов реального сектора экономики, и более того - изначально предполагали необязательность возврата заемных средств.
И все бы было ничего, если бы администрация области с Комитетом, КРУ МФ РФ в области да региональные правоохранительные органы надлежаще осуществляли возложенные на них законом обязанности, т.е. контролировали ситуацию, своевременно и принципиально реагируя на сбои в графике возврата кредита, а также на явные противоправные действия
Основным источником для погашения областью кредита являлись денежные средства, поступающие на расчетный счет Комитета от заемщиков. Таковые средства имели место быть. Добросовестные пользователи кредита с 1995 года по 1 мая 1999 года перечислили на счет Комитета 159,2 млн рублей. На ту же - дату 1 мая 1999 года - просроченная задолженность Комитета в федеральный бюджет составила 21,0 млн рублей, задолженность по уплате процентов за пользование кредитом - 76,0 млн рублей, штрафные санкции за нарушение графика уплаты основного долга по кредиту - 66,6 млн рублей. Таким образом, на 1 мая 1999 года просроченная суммарная задолженность Комитета перед федеральным бюджетом по кредиту, платежам за его пользование и штрафным санкциям составила 163,6 млн рублей.
Несмотря на наличие огромной суммарной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и поступивших в Комитет для ее гашения 159,2 млн рублей, последний в рассматриваемом периоде в счет погашения долга внес только 19,0 млн рублей и уплатил проценты за пользование кредитом в сумме 26,4 млн рублей. Как видим, львиная доля предназначенных для федерального бюджета денежных средств, а именно - 113,8 млн рублей, или 71,5 процента, осталась в пользовании Комитета. Если бы администрация области и Комитет на тот период сознательно не пошли на торможение процесса возврата кредита, то остававшийся за областью долг в размере нескольких десятков миллионов рублей мог бы быть успешно сведен на нет за счет профицита областного бюджета 1999 года или же в 2000 году.
Как же распоряжалась администрация области уведенными от законного возврата денежными средствами? Пускала их во вторичный оборот. Так, в течение 1995-1998 годов из средств, поступивших от заемщиков в счет погашения основного долга по кредиту и уплаты процентов, были предоставлены новые кредиты 46 организациям в общей сумме 92 млн рублей.
Все приведенные мною цифры взяты не с потолка, а из официального документа - представления губернатору Л.Горбенко аудитора Счетной палаты России Панскова В.Г. от 5 июля 1999 года по результатам проверки в мае-июне 1999 года соблюдения законодательства по вопросам налогообложения и предоставления налоговых льгот в ОЭЗ Калининградской области в 1997-1999 годах. В этом же представлении заявляется, что "предоставление заемщикам кредитов за счет средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, при наличии значительной задолженности Комитета..., является грубейшим нарушением заключенного Договора и привело к неправомерному отвлечению финансовых средств из доходной части федерального бюджета". Налицо нецелевое использование средств федерального бюджета, повлекшее значительный ущерб государству. Вполне очевиден умысел на совершение противоправного деяния со стороны администрации области и Комитета. Бьют в глаза бесконтрольность и попустительство.
Кто в первую очередь был обязан, не убоявшись неизбежного конфликта с администрацией области и крутого нрава губернатора Л.Горбенко, известного своим правовым нигилизмом, грудью встать на защиту государственных интересов? Конечно же, региональное КРУ МФ РФ - структурное подразделение Минфина РФ, ссудившего область деньгами. Ведь в соответствии с пунктом 5 Положения о КРУ Минфина России в субъекте РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 года ь 888, областное КРУ МФ РФ "осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств". Такие же функции были возложены на региональных контролеров-ревизоров и до 1998 года. Политика невмешательства Пивторак Л.В. в дела налогового кредита, по моему мнению, позволила администрации области в период 1995-1998 годов, помимо упомянутых злоупотреблений, предоставить 7 заемщикам кредиты на общую сумму 10,5 млн рублей вообще без обоснования их целевого использования.
"Терра инкогнита" для широкой публики остаются вопросы типа "Кому, на что и подо что давали деньги?". Особенно в процессе вторичного оборота кредитных средств. Тема ждет своих исследователей. Очень интересными могут оказаться результаты изысканий в увязке с растратой федеральных средств, халатностью, превышением должностных полномочий и злоупотреблением таковыми. Было бы хорошо, если старателями в этом деле выступили бы принципиальные профессионалы-следаки. Признаков составов преступлений - россыпи. Ведь возбуждают же, когда хотят, или если закажет кто из сильных мира сего, по гораздо меньшим основаниям.
В резолютивной части представления аудитор Счетной палаты РФ Пансков В. Г. предлагает губернатору Л.Горбенко "обеспечить безусловное погашение Комитетом... всей суммы задолженности в федеральный бюджет по налоговому кредиту, включая уплату штрафных санкций". Угадайте с одного раза: исполнил ли поручение высокого государственного органа "государственник" Л.Горбенко?... Угадали: что для "крепкого хозяйственника" какая-то там Счетная палата РФ! Нам она не указ, своим умом живем! Тем паче что не придуман еще укорот для губернатора: кто посмеет поднять руку, стократ пожалеет о безрассудстве.
Так что не стоит удивляться: общая сумма задолженности по кредиту администрации области перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 2001 года выросла до 442,5 млн рублей, а на 1 мая 2001 года составила 462,1 млн рублей. Естественно, "возвратные" деньги вновь незаконно шли на перекредитование организаций. Только в 2000 году Комитет в счет указанных средств предоставил 19 организациям новые кредиты в сумме 103,3 млн рублей. "Отметилась", к сожалению, и новая администрация области, пролонгировавшая трем организациям срок возврата кредита в сумме 6,6 млн рублей на 8-12 месяцев. Всего за период с 1995-го по 2000 год общий объем перекредитованных средств составил 243,7 млн рублей. При этом Счетная палата РФ /вторая проверка/ констатирует, что за тот же шестилетний период заемщиками возвращены Комитету 341,9 млн рублей, "которых хватило бы для погашения задолженности областного бюджета перед федеральным бюджетом".
Итог умышленного и вызывающего игнорирования действующего законодательства, развращения местной исполнительной власти длительными бесконтрольностью и безнаказанностью в ситуации с налоговым кредитом плачевен: лепта чиновников /тех, кто манипулировал с кредитом и тех, кто этому потворствовал/ в черном деле углубления долговой ямы для региона составляет более 450 млн рублей. На контроле по возврату средств кредита числится 53 предприятия-заемщика, а долг имеет нехорошую тенденцию к росту.
Правоохранительная система области продолжает спокойно принимать к сведению выявленные столичной проверкой многочисленные факты нецелевого использования администрацией Л.Горбенко десятков и сотен миллионов рублей, в том числе незаконного пользования предназначенными в 2000 году к уплате в федеральный бюджет денежными средствами, поступивших на ее счета, минуя счета федерального казначейства, незаконного повышения расходов на содержание органов государственного управления области, массовых нарушений закона Калининградской области "Об областном бюджете на 2000 год" ее Агропромышленным комитетом. Перечень можно продолжать и продолжать... Все замалчивается, спускается на тормозах... Такое болотное, без сдвигов, положение дел - весьма благодатная почва для рецидивов.
Надеюсь, теперь стало понятнее, почему Москва и Питер столь не довольны положением дел в нашем западном регионе? Почему набирают силу тенденции недоверия к руководителям местной закваски? Почему все реальней становится осуществление планов жесткого протектората Центра над областью?
В представлении от 13 октября 2001 года Счетной палаты РФ на имя губернатора области Егорова В. Г. вновь говорится о необходимости принятия мер по погашению областью своей задолженности перед федеральным бюджетом, предлагается рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц и т.д. Угадайте с одного раза: понесут ли ответственность бывший губернатор области Л.Горбенко, иные должностные лица, принявшие участие /действием или бездействием/ в доведении области до состояния банкрота, будет ли ради приличия возбуждено хоть одно уголовное дело, убедятся ли жители региона в действенности принципа равенства всех перед законом?.. Наши догадки совпадают.
От редакции: Тема налогового кредита, по которой высказывается Виктор Васильев, в настоящее время все еще считающийся временно отстраненным от должности руководителя регионального управления Министерства по налогам и сборам РФ, в какой-то степени сродни кредиту, полученному администрацией области 4 года назад из "Дрезднер банка". Денег нет, зато есть долги. И нет пока ответа на вопрос, кто виноват в такой ситуации. Васильев называет имена тех, кто, по его мнению, должен нести ответственность за долги и лояльное отношение к должникам со стороны контролирующих органов. Вполне возможно, что Васильев чересчур субъективен в своих оценках. Редакция готова предоставить возможность высказаться на тему налогового кредита всем, чья роль упоминается автором публикации. В частности, свой взгляд на историю с кредитом вполне может представить возглавляемое Ларисой Пивторак КРУ Минфина РФ в нашей области.
Каскад, 30.01.2002 Калининградскую область сделали банкротом умышленно.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно