В.В. Ивченко. Развитие свободной и особой экономических зон в Калининградской области

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики народного хозяйства
В.В. Ивченко

РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ И ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Справочное пособие для студентов специальности "Менеджмент"
Калининград, 1997
Ивченко В.В. Развитие свободной и особой экономических зон в Калининградской области: Справочное пособие для студентов специальности "Менеджмент" / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 16 с.
Рассматриваются история создания и развития СЭЗ в Калининградской области, ее трансформация в ОЭЗ; особенности ОЭЗ; пути создания локальных СЭЗ на территории Особой экономической зоны; дальнейшее развитие ОЭЗ. Приводятся основные нормативно-правовые положения и литература по СЭЗ и ОЭЗ "Янтарь". Пособие предназначается для студентов специальности 061100 "Менеджмент" по дисциплине "Экономика и организация СЭЗ и ОЭЗ". Печатается по решению редакционно-издательского Совета Калининградского государственного университета.
Владислав Васильевич Ивченко. Развитие свободной и особой экономических зон в Калининградской области. Справочное пособие для студентов специальности "Менеджмент". Лицензия №020345 от 14.01.1997 г. Редактор Л.Г. Ванцева. Подписано в печать 15.11.1997. Формат 60×90 1/16. Бум. для множит. аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 130 экз. Заказ 227. Калининградский государственный университет, 236041, Калининград, ул. А. Невского, 14. © Калининградский государственный университет, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................ 4
I. История создания свободной экономической зоны (СЭЗ) на всей территории Калининградской области ................................... 5
II. Моральное старение концепции СЭЗ "Янтарь" и ее дискредитация .......... 7
III. Объективная необходимость модификации концепции СЭЗ в направлении создания Особой экономической зоны .......................................... 9
IV. Активизация усилий по созданию локальных СЭЗ на территории ОЭЗ .......................................... 11
V. Аспекты размещения СЭЗ и дальнейшего развития ОЭЗ ......................... 12
Нормативные документы и рекомендуемые источники по СЭЗ и ОЭЗ "Янтарь" ..................................... 13
ВВЕДЕНИЕ
В мировой экономике в начале семидесятых годов получило распространение новое экономическое явление - создание локализованных территорий со специальным льготным экономико-правовым режимом хозяйствования. Эти территории, получившие в мировой и отечественной экономике обобщенное название свободных экономических зон (СЭЗ) и особых экономических зон (ОЭЗ), создают исключительно благоприятные условия для развития рыночных отношений, предпринимательства, аккумуляции мирового передового опыта современных технологий, производства и торговли. Они направлены на ускоренный подъем экономики отдельных районов и целых стран.
История создания СЭЗ восходит к маю 1973 года, когда в Киото была принята международная конвенция о свободных экономических зонах. С тех пор это новое явление в мировой экономике получило бурное развитие.
В общем виде в конвенции свободная экономическая зона понималась как часть территории одного государства, где ввезенные на нее товары рассматриваются как товары, находящиеся за границами таможенной территории в отношении к правовым положениям импорта и соответствующим налогам и не подлежат установленному таможенному контролю. Мировая практика накопила огромный положительный опыт создания СЭЗ различного типа. На начало 1997 г. в мире существовало около 1300 СЭЗ, в том числе более 300 экспортно-производственных зон, 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных зон и пр. Только в экспортно-производственных зонах объем экспорта товаров достиг 25 млрд. дол. в год. Разнообразие типов зон свидетельствует о том, что они формировались под различные экономические условия стран и имели разные целевые задачи.
В СССР и затем в России идеи СЭЗ встретили понимание и поддержку общественного мнения с 1987-1988 гг. Немаловажное влияние на это имело бурное развитие СЭЗ в Китае, Тайване и Южной Корее. Однако в России процесс формирования СЭЗ совпал с трудным переходным периодом в экономике страны. Это сказалось на содержании и становлении СЭЗ. Фактически к 1997 году в стране на основе индивидуальных законодательных актов было только две СЭЗ - в Калининградской области и Находке. К сожалению, эти СЭЗ в силу ряда причин объективного и субъективного характера не получили еще развития.
Поэтому весьма интересно проследить за прошедшие годы процесс формирования, поисков, основных трудностей и становления СЭЗ, ныне трансформированной в Особую экономическую зону в Калининградской области.
Пособие выполнено по основным направлениям деятельности Балтийского центра стратегических исследований и инноваций (Балцес) в рамках проекта ТАСИС-Прометей-2 (научный руководитель Балцес, заведующий кафедрой экономики народного хозяйства д.э.н., профессор В.В. Ивченко) при научных консультациях к.э.н., доцента Л.Б. Самойловой, директора Фонда СЭЗ "Янтарь" А.Ю. Игнатьева и начальника отдела СЭЗ "Янтарь" В.П. Датского.

I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ (СЭЗ) НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В СССР официальная деятельность по созданию СЭЗ, которые именовались тогда зонами совместного предпринимательства, относится к 1989 г., когда в Москве при содействии ООН был проведен первый семинар по этим зонам. После проведения семинара на правительственном уровне было принято решение в порядке эксперимента создать зоны свободного предпринимательства в Находке, Новгороде и Выборге. Кроме этого свыше 60 регионов и городов страны дали заявки в правительство на создание СЭЗ на своих территориях.
Фактически же в России было провозглашено всего 11 СЭЗ. Но в силу ряда причин, среди которых в первую очередь следует назвать экономическую и правовую нестабильность в стране, а также отсутствие российского законодательства по СЭЗ, они не получили должного развития. Только зоны в Калининграде, Находке и Ингушетии имели некоторое продвижение вперед. В 1994-1996 гг. в Санкт-Петербурге по инициативе местных властей и в пределах местных региональных льгот было создано шесть локальных СЭЗ (в г. Пушкино, на Северной верфи и др.). Несмотря на относительно небольшие объемы оборота средств, они подтвердили свою жизнеспособность.
Идею создания свободной экономической зоны на территории Калининградской области впервые выдвинул и обосновал в 1989 г. Профессор Ю.С. Маточкин. Под его руководством группой специалистов (А.Я. Баринов, Ю.С. Беденко и др.) в 1990 г. было разработано и представлено в Правительство России технико-экономическое обоснование и предложения по созданию на территории области свободной экономической зоны "Янтарь". В результате этих усилий Постановлением Совета Министров СФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 утверждается "Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области" (СЭЗ "Янтарь"). С этого времени начинается последовательная деятельность по уточнению концепции СЭЗ и различных методических положений, регламентирующих функционирование данной зоны с учетом особенностей геополитического положения области и становления рыночных отношений в России.
Калининградский регион отличается от других районов страны прежде всего развитой морехозяйственной деятельностью и наличием незамерзающих портово-промышленных комплексов с мощной транспортной сетью. В условиях демократизации и стремления России к ускоренной интеграции в мировую экономику он представляет собой своеобразный экономический "шлюз" на крайнем западе страны для широкого общения с западным миром. В условиях потери портов в Прибалтике и Украине и появления новых границ России значение данной территории еще больше возрастает, приобретая стратегическое экономическое значение.
Создание свободных экономических зон в России, в том числе и СЭЗ "Янтарь", преследует в первую очередь общегосударственные цели: привлечение иностранного капитала, опыта и современных технологий для ускоренной модернизации экономики в русле становления рыночных от ношений. Главными предпосылками для этого являются: наличие развитого промышленного комплекса, необходимая хозяйственная и социальная инфраструктура, достаточно развитые производственные и научно-технические мощности, рекреационный потенциал, значительный опыт предприятий во внешнеэкономической деятельности. Другая цель СЭЗ - подъем экономики и жизненного уровня населения эксклавной территории страны.
В то же время, как показал анализ, первые годы функционирования СЭЗ выявили две крупные трудности, выросшие до уровня проблем. Первая - это крайне медленный процесс на уровне федеральных властей "выдачи" области провозглашенных льгот, что сдерживало эффективность зоны в целом.
Другая проблема, заложенная изначально в Положении о СЭЗ "Янтарь", - это распространение ее действия на всю территорию области в 15 тыс. кв. км. Фактически в сферу СЭЗ производственной ориентации попали значительные категории населения, не имеющие к этому никакого отношения: дети, пенсионеры, учащиеся, работники социальной сферы, военнослужащие и пр. Возник трудноразрешимый вопрос - по каким право вым положениям они должны были бы жить: по российскому законодательству или же по Уставу СЭЗ?
Общей фоновой проблемой становления СЭЗ в тот период явилось отсутствие какого-либо прямого федерального финансирования СЭЗ производственной ориентации в Калининградской области.

II. МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СЭЗ "ЯНТАРЬ" И ЕЕ ДИСКРЕДИТАЦИЯ
Оглядываясь на прошедшие восемь лет с момента возникновения идеи СЭЗ, можно отчетливо увидеть, что первоначальная Концепция создания СЭЗ производственного типа на всей территории Калининградской области потускнела и морально состарилась, не получив должного практического воплощения.
Для этого был ряд субъективных и объективных причин, среди которых следует назвать следующие. Переход области в 1991 году (с момента развала СССР) в эксклавное, оторванное от основной территории страны, положение. В этих условиях трактовка СЭЗ по всей территории области стала вызывать определенные сомнения и подозрения в Верховном Совете РФ, Правительстве РФ и среди общественности области: не станет ли эта концепция в новых условиях фактором сепаратизма, способствующим потере Россией суверенитета над этой стратегически важной территорией страны со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Общий анализ необходимых затрат, которые требуются для реализации идеи экспортно-производственной СЭЗ на всей территории области, также убеждает в экономической несостоятельности такого подхода. Действительно, по зарубежным данным, для обустройства инфраструктуры 1 кв. км экспортопроизводящей СЭЗ до уровня, когда в нее уверенно могли бы пойти иностранные инвесторы, требуется около 40 миллионов долларов.
Для таможенной СЭЗ - около 10-15 миллионов долларов. При общей площади области 15 тыс. кв. км ей потребуются гигантские, если не сказать более, финансовые затраты, которых в России, да и за ее пределами нет. И вряд ли серьезно кто-либо из иностранцев мог бы воспринимать наши аргументы, когда мы говорим о СЭЗ как о всей территории региона, а развиваем только незначительную ее часть.
Существенным фактором, подрывавшим идею СЭЗ "Янтарь", явилась непоследовательная политика Президента, Верховного Совета (а затем и Думы) и Правительства РФ к проблеме создания СЭЗ на территории России.
Первоначально - в 1990-1991 гг. - многим регионам нашей страны раздавались популистские обещания создания СЭЗ и льготного экономического режима на их территориях. К середине 1992 года было обещано создать СЭЗ в 11 областях и республиках Федерации. Подсчитав потери, которые понесет федеральный бюджет от налоговых и других льгот по этим СЭЗ, правительство Гайдара и Верховный Совет стали в своих решениях отступать, блокировать и тормозить их создание на практике. Это в полной мере коснулось и СЭЗ "Янтарь". Несмотря на огромные усилия, прилагавшиеся главой администрации области Ю.С. Маточкиным и Комитетом по развитию СЭЗ "Янтарь", областной Думой, а также аппаратом областной администрации по практической реализации СЭЗ, центр в лице правительственных ведомств всячески тормозил и выхолащивал конкретные предложения. Все это замедляло становление и постепенно дискредитировало в глазах иностранных инвесторов и промышленных кругов России идею и возможности СЭЗ "Янтарь".
Уже к концу 1993 года в Указе Президента от 7 декабря 1993 года "О Калининградской области" и последующих постановлениях Правительства РФ исчезают какие-либо упоминания о СЭЗ "Янтарь", и льготы давались уже не СЭЗ, а эксклавному региону России.
Весьма серьезным моментом, сдерживающим успешное развитие СЭЗ "Янтарь", несмотря на имевшиеся различные льготы, явился транспортный фактор. Неупорядоченность ряда таможенных вопросов транспортировки грузов через Литву и Белоруссию, периодический транспортный нажим на Калининградскую область со стороны Литвы, несовершенство отечественного таможенного законодательства и организации - все это привело к замедлению и удорожанию транспортировки сырья, материалов и изделий из России и обратно через Калининградскую область.
Серьезным сдерживающим фактором вхождения в СЭЗ "Янтарь" для стратегических иностранных инвесторов является отсутствие до настоящего времени в России четкого законодательства о СЭЗ. Так, Федеральный Закон РФ "О свободных экономических зонах", принятый Государственной Думой 24 июня 1997 года, был отозван Президентом РФ и до настоящего времени изучается в аппарате Президента.
Наконец, исключительно серьезным шагом, нанесшим завершающий удар СЭЗ "Янтарь", явился Указ Президента РФ "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот" от 6 марта 1995 года. В нем, в частности, отменены важные для нормального функционирования СЭЗ положения Указа Президента от 7 декабря 1992 года (подпункт "Г" пункта 3).
Таким образом, следует констатировать, что центром проведены меры, не только основательно дискредитировавшие идею СЭЗ "Янтарь" в глазах западноевропейской и российской общественности, но и осложнившие функционирование хозяйства самого эксклавного региона России, поставив его экономику на грань серьезнейшего за всю историю региона кризиса.

III. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МОДИФИКАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СЭЗ В НАПРАВЛЕНИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Поиск путей дальнейшей модернизации СЭЗ по пути преодоления ее недостатков привел администрацию области и федеральные власти к пониманию необходимости трансформации СЭЗ в Особую экономическую зону. В конце 1995 года усилиями администрации области и областной Думы был разработан проект создания Особой экономической зоны вместо СЭЗ.
В январе 1996 года Президентом был подписан Федеральный Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своему духу и содержанию он был максимально приближен к европейским зонам льготного налогообложения, среди которых в первую очередь следует назвать Мальту, Ирландию, остров Мэн в Англии, Люксембург, Аланские острова в Финляндии.
В ОЭЗ установлен особый (льготный по сравнению с общероссийским) режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической.
В ОЭЗ введен таможенный режим свободной таможенной зоны, имеющий пять главных особенностей, делающих данную зону привлекательной для внешних инвестиций и развития широкого предпринимательства*.
Первое. Товары, которые производятся в ОЭЗ и вывозятся в другие страны, как правило, освобождаются от таможенных пошлин и различных платежей (за исключением таможенных сборов). К этим товарам не применяются меры по нетарифному государственному регулированию.
Второе. Ввозимые в ОЭЗ из других зарубежных государств товары освобождаются от ввозных таможенных пошлин и прочих платежей, которые обычно взимаются при таможенном оформлении товаров (за исключением таможенных сборов). К отдельным группам товаров и услуг могут быть применены меры по количественному регулированию (квотирование).
Третье. Товары и услуги, которые произведены в ОЭЗ и ввозятся на остальную часть таможенной территории России или же на территорию Таможенного союза, освобождаются от установленных ввозных таможенных пошлин и прочих платежей. К ним не применяются меры по нетарифному государственному регулированию внешнеэкономической деятельности.
Четвертое. Товары и услуги, которые ввозятся из других зарубежных стран в ОЭЗ и на остальную таможенную территорию России или Таможенного союза (Федеральный Закон РФ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". - Раздел III. Таможенное регулирование в ОЭЗ // Российская газета. 1996. 31 янв.), облагаются соответствующими ввозными таможенными пошлинами и другими платежами, принятыми при таможенном оформлении товаров.
Пятое. С тех товаров, которые ввозятся из других стран в ОЭЗ, а затем вывозятся в другие зарубежные страны, таможенные пошлины и другие платежи, принятые при таможенном оформлении, не взимаются; государственные меры по количественному регулированию товаров не применяются.
Особо необходимо отметить признаки товаров, произведенных в ОЭЗ.
В соответствии с Законом к ним относятся товары, у которых величина добавленной стоимости его обработки (или переработки) составляет не менее 30%, а для товаров сложной бытовой техники и электроники - не менее 15%. При этом такая переработка (обработка) должна приводить к изменению кода товаров по таможенной классификации.
Введение Закона РФ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" дало заметный толчок к развитию внешнеэкономической деятельности в этом направлении. Уже к концу 1996 г. экономический выигрыш для данной области составил свыше 500 млрд. рублей. Активизировалась предпринимательская деятельность, прежде всего в сфере торговли.
В то же время анализ показал и некоторые теневые, негативные стороны введения режимов СЭЗ и ОЭЗ, которые требуют дальнейшего изучения и разработки мер по их нейтрализации. Более высокий уровень внешнеэкономической открытости области в условиях СЭЗ и ОЭЗ привел к быстрому замещению отечественных региональных рынков продовольственных товаров, потребительских товаров, бытовой и электронной техники, частично автотранспортных средств зарубежными товарами. В Калининградской области отечественные товаропроизводители по этим группам товаров оказались не готовыми к конкурентной борьбе с иностранными производителями и были не защищены протекционистскими мерами со стороны государства. С другой стороны, ряд крупных предприятийтоваропроизводителей, выпускающих такие товары, как целлюлоза и бумага, добывающих морскую рыбу и др., в силу борьбы за выживание и конъюнктуры на рынках этих товаров переориентировали свои поставки с общероссийских рынков данных товаров на зарубежные рынки.
В силу всего этого объективно проявляется ослабление позиций ряда региональных рынков товаров на общероссийском рынке, и это приводит к ослаблению позиций регионального рынка ОЭЗ в едином экономическом пространстве России в данное время. Такая ситуация порождает сепаратистские тенденции. Следует заметить, что российскому менталитету исторически чужды сепаратистские устремления. Они фактически вносятся определенными силами со стороны. В то же время в регионе складываются объективные предпосылки, способствующие преодолению в перспективе этой негативной тенденции. Так, в области создано свыше 1300 СП с участием иностранного капитала, ориентированных в большинстве своем на российский рынок товаров и услуг. Они еще не развернули свою деятельность. По мере наращивания их мощностей, в том числе в ранее перечисленных сферах деятельности, можно ожидать усиления взаимосвязи ряда региональных рынков с общероссийскими.

IV. АКТИВИЗАЦИЯ УСИЛИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЛОКАЛЬНЫХ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ ОЭЗ
Кризисная ситуация, сложившаяся с экономикой Калининградской области как эксклавной территории России и с Концепцией СЭЗ "Янтарь" требует выработки стратегического выхода из этого положения.
Следует признать, что приморское положение Калининградской области, ее развитая транспортная инфраструктура, незамерзающие порты и близость к развитым странам Западной Европы создают благоприятные предпосылки для формирования локальных свободных экономических зон и зон привлечения иностранных инвесторов на всей территории области.
Анализируя зарубежный опыт и наши ошибки в прошлом, можно выдвинуть предложения по подходу к экономическому выживанию хозяйства области в эксклавных и кризисных условиях с учетом модификации идеи СЭЗ в ОЭЗ. Принципиально они сводятся к двухуровневой системе.
Первый уровень - таможенные и налоговые льготы на всей территории области в рамках ОЭЗ.
Второй уровень - разработка системы локальных СЭЗ и зон привлечения иностранных инвестиций в отдельных точках территории области на основе системы региональных льгот.
Эти локальные зоны должны иметь соответствующие их профилю льготы. Для их образования и функционирования уже имеются определенные законодательные основы, в частности, "Таможенный кодекс" РФ и опыт создания локальных СЭЗ в Санкт-Петербурге.
Такая, но несколько отдаленная по содержанию двухуровневая система существует, например, в Ирландии. Новая администрация области и областная Дума в 1997 году активизировали деятельность по разработке правовой базы создания локальных СЭЗ на основе региональных льгот (по опыту Санкт-Петербурга), хотя следует признать, что время в прошлые годы упущено. Подготовлен проект областного Закона "О локальных зонах в Калининградской области".
Нам представляется, что локальными СЭЗ на территории области могут быть:
- таможенные зоны;
- экспортопроизводящие зоны;
- свободные научно-технические зоны (технопарки);
- эколого-экономические зоны;
- банковско-финансовые свободные зоны;
- совместные с зарубежными странами (приграничные) СЭЗ, например, на границах с Польшей и Литвой;
- комплексные свободные зоны (экономические, из комбинации перечисленных выше локальных СЭЗ).
При разработке проектов таких зон, которые могут создаваться в различное время и в различных точках Калининградской области, целесообразно использовать методические рекомендации Международной ассоциации развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ), выработанные на собрании представителей регионов, городов и Правительства РФ (Протокол МАРСЭЗ от 12 ноября 1993, г. Москва).

V. АСПЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СЭЗ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОЭЗ
Введение в действие Федерального Закона РФ "Об Особой экономической зоне" показало, что для эффективного его применения требуются новые шаги. Сюда относятся прежде всего создание на территориальноправовом поле ОЭЗ системы локальных СЭЗ различного типа. Их размещение целесообразно в транспортно-производственных и приграничных узлах:
- г. Балтийск;
- г. Светлый;
- пос. Янтарный;
- морской торговый порт в городе Калининграде;
- пограничный переход около г. Багратионовска;
- пограничный переход в районе польского г. Голдапа;
- морской рыбный порт в г. Калининграде;
- территория завода "Кварц";
- здания физкультурно-оздоровительных комплексов (будущего технополиса) при КГУ и другие.
Как показывают наши исследования, главными мероприятиями в этом направлении должны стать:
- разработка целостной концепции создания системы локальных СЭЗ в регионе;
- разработка технико-экономических принципов и методики обоснования локальных СЭЗ, создаваемых под региональные льготы;
- разработка комплексной целевой программы размещения и развития локальных СЭЗ на территории области;
- создание в опытном порядке нескольких локальных СЭЗ на принципах региональных льгот;
- создание региональной корпорации экономического развития (РКЭР) для обустройства и развития локальных СЭЗ;
- преобразование Комитета по развитию СЭЗ "Янтарь" в самостоятельное управление Особой экономической зоной (ОЭЗ) при администрации области;
- осуществление последовательных шагов по реализации Федеральной государственной программы развития ОЭЗ на территории Калининградской области.
Общим условием проведения указанных региональных мероприятий является выделение в областном бюджете отдельной строкой целевого финансирования на разработки и практические мероприятия по созданию локальных СЭЗ и дальнейшего развития ОЭЗ.
Нормативные документы и рекомендуемые источники по СЭЗ и ОЭЗ "Янтарь"

I. Нормативно-правовые положения
1. Технико-экономическое обоснование зоны свободного предпринимательства в Калининградской области (рук. - проф. Ю.С. Маточкин, исп. - А.Я. Баринов, Ю.С. Беденко и др.). Исполком Калининградского совета народных депутатов. - Калининград, 1990.
2. Маточкин Ю.С., Баринов А.Я., Беденко Ю.С. и др. Концепция зоны свободного предпринимательства в Калининградской области // Калининградская правда. 1990. 10 нояб.
3. О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области: Распоряжение Председателя ВС РСФСР Б.Н. Ельцина от 3 июня 1991 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 23.
4. Положение "О свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"): Приложение к Постановлению Совмина РСФСР № 497 от 25.09.91 // Калининградская правда. 1991. 11 окт.
5. Положение о резиденте Калининградской свободной экономической зоны (СЭЗ "Янтарь"): Постановление главы администрации области № 38 от 25 ноября 1991 г. // Калининградская правда. 1991. 12 дек.
6. Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области: Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина от 23.12.92 г. // Калининградская правда. 1993. 4 янв.
7. О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области: Постановление правительства РФ от 25 мая 1994 г., №531.
8. О социально-экономическом развитии Калининградской области: Указ Президента РФ от 18 мая 1995 г., № 495 // Калининградская правда. 1995. 19 мая.
9. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный Закон РФ от 22 января 1996 г. // Калининградская правда. 1996 . 31 янв.
10. О свободных экономических зонах: Федеральный закон РФ, принят Государственной Думой 24 июня 1997 г. (находится на подписи Президента РФ).
11. О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области: Закон Калининградской области от 30 октября // Калининградская правда. 1997 . 13 нояб.

II. Публикации в периодической печати
12. Зверев Ю.М. Особой зоне - особый подход // Калининградская правда. 1989. 31 окт.
13. Демачев Л.В. На подступах к свободной зоне // Калининградская правда. 1990. 9 окт.
14. СЭЗ: проблемы и надежды: пятая сессия областного совета // Калининградская правда. 1991. 30 апр.
15. Решетников В. Станет ли "закрытая" зона зоной свободной торговли? // Известия. 1990. 20 авг.
16. Маточкин Ю.С. СЭЗ провозглашена. Что делать? // Калининградская правда. 1991. 28 сент.
17. Ивченко В.В. Нужна ли нам такая зона? (Взгляд на программу перехода СЭЗ) // Калининградская правда. 1991. 22-23 авг.
18. Никитин Н. СЭЗ - это зона анархии цен // Калининградская правда. 1991. 13 авг.
19. Иванов А. СЭЗ: криминальный аспект // Калининградская правда. 1991. 11 дек.
20. Чмыхов Г.Д. Механизм СЭЗ защищен. Его не остановить // Калининградская правда. 1991. 14 нояб.
21. Федоров Г. Плюсы и минусы свободной зоны // Калининградская правда. 1991. 9 июля.
22. Качанов О. СЭЗ - это не рай. Как всякой зоне ей нужна колючая проволока //Калининградская правда. 1992. 12 сентября.
23. Ивченко В.В. Калининградскому анклаву - российский консорциум // Калининградская правда. 1992. 1 сент.
24. Беденко Ю.С. СЭЗ: ретроспектива и перспектива // Калининградская правда. 1992. 21 нояб.
25. Федоров Г. Свободная зона: пересмотр концепции? // Калининградская правда. 1993 . 29 мая.
26. Карпенко Т.А. Необходимы правовые гарантии (СЭЗ "Янтарь": проблемы развития) // Калининградская правда. 1993. 13 авг.
27. Михайлов О. Итоги первых двух лет (о деятельности СЭЗ "Янтарь") // Калининградская правда. 1993. 22 окт.
28. Ляшов Ю. Станет ли экономическая зона свободной? // Экономическая газета. 1994. № 8.
29. Ивченко В.В. Наши приоритеты и иностранные инвестиции // Калининградская правда. 1994. 12-13 янв.
30. Беденко Ю.С. Быть или не быть СЭЗ "Янтарь"? // Калининградская правда. 1994. 17 июня.
31. Васильев Л. СЭЗ в России все еще на старте // Экономическая газета. 1995. № 1.
32. Беденко Ю. Экономическая зона есть - она действует и развивается // Калининградская правда. 1996. 6 авг.
33. Ивченко В. Беденко Ю. Каким быть управлению ОЭЗ? // Калининградская правда. 1996. 28 мая.
34. Никитин. В. Между ОЭЗ И СЭЗ - дистанция огромного размера // Калининградская правда. 1995. 9 сент.
35. Степанов Ю. Особая зона де-факто // Экономика и жизнь. 1995. № 43.
36. Ивченко В. Особая экономическая зона - не для предвыборных спекуляций // Калининградская правда. 1996. 2 окт.
37. Горадилов А. Особенности особой экономической зоны // Калининградская правда. 1995. 2 нояб.
38. Нисневич Б. Наша область будет первой в России Особой экономической зоной // Калининградская правда. 1995. 18 нояб.
39. Ивченко В.В. Каким быть экономическому механизму российского эксклава? // Калининградская правда. 1997. 20 июня.
40. Ивченко В. Предложения по созданию локальных СЭЗ на территории
Калининградской области: Доклад эксперта / Совет экспертов при главе администрации области. - Калининград, 1995.
41. Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградская область в меняющейся Европе. Особая экономическая зона //Социально-экономическая география Калининградской области / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997.
42. Ивченко В.В., Зуева Л.Н. Локальные СЭЗ как фактор развития экономики Калининградской области: Сб. тез. докл. межвуз. студ. конференции "Экономические проблемы Калининградской области в переходный период" / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно