23.02.1999 Калининградская дилемма

Свой среди чужих чужой среди своих?
В РАМКАХ геополитических и экономических интересов России особую роль играет и будет играть "калининградский вопрос". Ныне Россия столкнулась с серьезной дилеммой. Эксклавное положение Калининградской о ласти. отделенной от основной территории РФ, с одной стороны, и ее географическая принадлежность к интегрирующейся Европе с другой. требуют от России поиска особых социально-экономических рецептов развития области, которые позволили бы по крайней мере компенсировать ее неизбежную западную ориентацию. Единственной альтернативой им могло бы стать общее укрепление и развитие социально-экономической базы России в качестве противовеса нарастающим европейским силам притяжения по отношению к калининградскому региону. Однако вряд ли можно полагаться в обозримой перспективе на формирование на этой основе достаточно сильного российского центра тяжести. Эрзац же сильного Центра система федеральных субсидий, дотаций, целевых программ и т.п. все более теряет в весе. Более того, Калининградская область входит в ряд тех 12 (из 89) субъектов Федерации, отчисления которых в федеральный бюджет превышают поступления оттуда: в первом полугодии текущего гола область перечислила в федеральный бюджет 297.6 млн. руб.. получив оттуда всего 48.7 млн.
Но есть ли другие способы удержания этой западной территории России? Если не думать над этим. когда дезинтеграционные тенденции только намечаются, калининградская проблема грозит стать серьезнейшим вызовом национальной безопасности. И не только национальной, но и международной. Лондонский журнал "Экономист" 12 сентября 1998 г. опубликовал статью "Сохранит ли Россия единство? ", отражающую серьезную обеспокоенность европейцев тем. что Россию может постичь участь распавшегося всего семь лет назад СССР. И если особенно остро этот вопрос звучит в отношении периферийных российских регионов, то калининградский, в силу своего геополитического положения. -"особый среди особых".
Очевидно, следовало бы попытаться создать своего рода режим наибольшего благоприятствования для Калининградской области, укрепив таким образом "российскую перспективу" ее развития. Первые шаги в этом направлении предприняты: области предоставлен законодательно закрепленный статус особой экономической зоны. Но сможет ли она за счет этого выйти на лидирующие позиции по отношению к остальным российским регионам? Если нет это станет опять-таки серьезным основанием для усиления "европейской" ориентации Калининградской особой кономической зоны. Сможет ли и как долго федеральная власть удерживать в этом случае административно-правовыми рычагами пружину объективных тенденций социально-экономического развития области" Попытки ее силового удержания в рамках нынешнего легального статуса в рамках РФ вряд ли были бы достаточно результативны (так же. как они не были результативны, например, в отношении Чечни). В долгосрочном плане ставка на подобные политические и тем более военно-политические меры лишь обостряла бы "калининградский вопрос".
Пока не только не удалось добиться относительно более высоких параметров развития области по сравнению с другими российскими регионами, но, напротив, в результате поставгустовского кризиса Калининградская область по многим показателям оказалась в ряду самых неблагополучных районов. Депутат Госдумы от области Владимир Никитин. комментируя 22 сентября положение в регионе, определил его как самое тяжелое в России, исключая лишь районы Севера. По данным Калининградского о лкомитета статистики, начисленная в 1998 г. зарплата на одного калининградца на 230 руб. (на 22%) меньше, чем в целом по России. За чертой бедности проживает 37% общей численности населения региона (в РФ -22%). Калининградская область стала одним из самых дорогих регионов России во многом как результат правительственного постановления о квотировании, вступившего в силу в начале сентября и ограничивающего (на 1998-2000 годы) ввоз импортных товаров в регион. Рейтинги. которые присваивают области международные агентства и на которые ориентируются потенциальные инвесторы, продолжают снижаться. Вот такая особая свободная экономическая зона!
Если все же удалось бы создать режим наибольшего благоприятствования для области и сформировать за счет этого условия для ее относительно ускоренного развития, на определенном этапе такой социально-экономический "отрыв" сам по себе также может дать противоположный эффект, создав предпосылки и питательную среду для отхода эксклава (в той или иной степени) от России. Повышение статуса Калининградской области на какое-то время, возможно, позволило бы воспрепятствовать дезинтеграционной тенденции, но в более долгосрочной перспективе лишь укрепило бы ее политически.
Уже теперь проявляются, хотя и не столь остро, признаки такой дезинтеграционной тенденции. Заметна активность различных политических организаций, выступающих за повышение статуса Калининградской области. М.Климко, идеолог движения "К особому статусу в составе России", связывает удущее региона с его "полной экономической автономией", поскольку его "главное богатство не золото, не алмазы и не янтарь... Даже не нефть. Оно в геополитической предрасположенности региона". Он считает необходимым отрабатывать концепцию статуса Особой Западной Автономной области задачей сегодняшнего дня, поскольку "завтра может быть поздно". Возрастающий скептицизм в отношении способности региональных властей эффективно использовать возможности, открывающиеся перед областью в качестве особой кономической зоны, оборачивается ростом популярности тезиса о ее республиканском статусе. Более того, считая оптимальным вектором развития Калининградской области ее преобразование в республику в составе РФ, некоторые выступают за такую Балтийскую респу лику, которая стала бы субъектом международного права (а это вряд ли позволяет сохранить ее в дальнейшем в составе Российской Федерации). В последнее время в регионе довольно активно стала действовать пока немногочисленная Балтийская республиканская партия, которая даже выработала проект конституции Балтийской республики.
В общественном мнении идеи автономизации области и ее "европейской" ориентации в противовес восточной также находят своих сторонников. По данным июльского опроса жителей Калининграда (1158 респондентов), 7% высказались за статус независимой республики вне состава РФ, 10% за равный статус с республиками в составе России. 35% за особый статус области с расширенными правами, закрепленными Конституцией РФ, и только 10% считают необходимым сохранить существующее положение.
Тенденция к автономизации проявляется не только в общественных настроениях, но и в политической практике региона. Показательно, например, что после 17 августа губернатор Леонид Горбенко первым из региональных руководителей заявил об отказе перечислять налоги в федеральный бюджет. В ходе предвыборной борьбы за должность мэра Калининграда фактически все кандидаты в той или иной степени поднимали тематику статуса области, выступая за его повышение.

Дмитрий Данилов НГ-Регионы 23.02.1999 Калининградская дилемма

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно