16.10.1998 Калининград: ставка на собственные силы

После августовского "черного понедельника" Калининградская область побила, наверное, все рекорды по части упоминания в средствах массовой информации о грозящих ей бедах. Конечно, отсеченному от России границами других государств янтарному краю пришлось напрячь максимум сил для противостояния кризису. В остальном же... Когда ТУ-134 набрал высоту и взял курс на Москву, мой сосед, инженер из Брянска, оторвался от иллюминатора и проговорил: "Было б жилье, перебрался бы сюда. Тут живут получше...".
Нетипичные явления кризисного периода
Когда в центре всероссийского внимания были падающий рубль и разваливающиеся банки, а почти все разговоры сводились к гаданиям, когда станет еще хуже, в Калининградской области произошло два события, выпадающих из кризисной хроники.
В конце сентября в ОАО "Калининградптицепром" ввели в эксплуатацию комбикормовый завод, смонтированный немецкой фирмой "Авила". Компьютерное управление, тысячи рецептов комбикормов. Ежегодная мощность - 150 тыс. тонн. Раньше на закупку комбикормов в Литве ежемесячно уходило около двух миллионов долларов. Теперь эти деньги будут оставаться в области, а поставщиками зерна для производства комбикормов станут местные крестьяне, что дает мощный стимул для развития зернового сектора. Себестоимость мяса птицы снизится на 17 - 20%, молоко, говядина и свинина тоже станут дешевле.
В городе Знаменске заработал в начале октября маргариновый завод, простоявший в бездействии три года. Он способен ежегодно выпускать более 15 тыс. тонн маргарина 11 видов, тогда как потребность области составляет 5 тыс. тонн. Едва завод выпустил первую продукцию, как здесь появились торговцы из Москвы и других городов.
Особая зона преимуществ и недостатков
С января 1996 года в области действует особая экономическая зона (ОЭЗ) с облегченным налоговым и таможенным режимом.
Ввозимые в регион товары освобождаются от таможенной пошлины, акцизов, налога на добавленную стоимость. Единственное, что платят импортеры, это таможенный сбор, составляющий 0,15% от стоимости товара. Именно ОЭЗ наполнила местный потребительский рынок дешевыми товарами. В Калининграде, насчитывающем 400 тыс. жителей, зарегистрировано 300 тыс. автомобилей, преимущественно иностранного производства.
Через два года существования ОЭЗ стало видно, что река дешевого импорта грозит затопить местную промышленность. Если в 1996 году превышение импорта над экспортом составило 451,7 млн. долларов, то в 1997 году -944,9 млн. Известный за пределами области пивзавод "Остмарк" вынужден был сократить выпуск продукции до минимума, остановились более мелкие предприятия. В Москве же заговорили о "черной калининградской дыре", через которую по всей России распространяется контра анда. В минувшем году сюда было ввезено 316 млн. пачек сигарет, 50 млн. литров спирта и пива, хота население области составляет миллион человек, включая более 200 тыс. пенсионеров и около 250 тыс. детей. Недавно начальник областной налоговой инспекции иктор Васильев повеселил местных журналистов забавной историей. В прошлом году один предприниматель ввез в Калининград и продал 707 иномарок. Торговец документально доказал налоговой инспекции убыточность своего бизнеса: продавал дешевле, чем покупал. латить налоги, естественно, не с чего. А заработал он, по подсчетам налоговой инспекции, не менее 300 тыс. долларов.
Поэтому в июле этого года по инициативе администрации Калининградской области правительство России приняло постановление, ограничивающее импорт в свободную экономическую зону. На товары около 40 наименований (продовольствие, алкоголь, сигареты, автомобили, строительные материалы) введены ввозные квоты. Скажем, в этом году можно ввезти в льготном режиме не более пяти тыс. автомобилей.
Квотирование импорта вызвало неоднозначную реакцию. Пошли разговоры, в том числе в областной Думе, о том, что вновь начнутся перебои с продуктами, взлетят на немыслимую высоту цены. Однако, если судить по полкам магазинов, этого не произошло. Более того, ограничение импорта вызвало оживление местного производства, чему областная администрация всячески способствует.
Дорогая зависимость
"Зависимость, в какой бы привлекательной упаковке она ни подавалась, сути своей не меняет. Она затягивает, порождает иждивенчество, - считает глава администрации Калининградской области Леонид Горбенко. - Надеясь только на импорт, мы финансируем иноземного производителя, поддерживаем иностранную экономику и одновременно губим свою. До сих пор приходится слышать утверждения, что выгоднее купить, нежели делать самим. Но ведь вечно покупать, ничего не производя, нельзя".
"Производственная" линия калининградского губернатора и его команды строится на реальных проектах, каждый из которых является составной частью создаваемой системы. Вот, например, тог же маргариновый завод в Знаменске. Если растительное масло для маргарина импортировать, эффективность собственного производства резко снижается. Поэтому в прошлом году здесь посеяли 1000 гектаров дающего хорошие урожаи рапса, в этом году -3600. В дальнейшем планируется расширить рапсовое поле до 15 тыс. гектаров. Ввод в эксплуатацию комбикормового завода потянул за собой другую цепочку: развитие свиноводства и восстановление молочного животноводства. Уже сейчас реализуется программа доведения поголовья свиней с нынешних 40 тыс. до 400 тыс., строится современный хладобойный цех.
Медленно, но достаточно уверенно сельское хозяйство оживает. За последние два года село получило 75 тракторов и 28 комбайнов, что вдвое больше, чем за последние четыре года. Выходит из затяжного штопора и промышленность. За 6 месяцев этого года объем промышленного производства возрос на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам исполняющего обязанности начальника главного экономического управления администрации Анатолия Тучинского, "наконец-то наметился положительный сдвиг, который, как мы надеемся, перейдет в устойчивый рост".
Подальше от монополистов
На прошлой неделе в Калининграде высадился крупный нефтяной десант. Руководителей крупнейшей нефтяной компании привели в янтарный край не проекты и контракты. Пожалуй, впервые, если не считать участия в предвыборной президентской кампании 1996 года, топ-менеджеры компании выехали из столицы в регион с "неделовой программой": агитировать за своего кандидата - председателя совета директоров ОАО "ЛУКойл-Калининград" Федора Ярошевича - на должность мэра Калининграда. Но ни обильно потраченные "ЛУКойлом" на предвыборную кампанию Ярошевича деньги, ни выделение компанией 10 млн. рублей на доводку большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко", ни заключение соглашения о сотрудничестве с автомобильным заводом "Авгогор" не помогли. На состоявшихся в прошлое воскресенье выборах Ярошевич получил 8,1% голосов избирателей и не прошел во второй тур.
Провал на выборах кандидата от "ЛУКойла" отражает, мягко говоря, настороженное отношение калининградцев к нефтяной компании, которая стремится занять монопольное положение на местном рынке. Поставками в область топлива, которого ежегодно требуется около 500 тыс. тонн, занимаются 38 фирм, но ведущую роль здесь играют "ЛУКойл" и "Сургутнефтегаз". После разразившегося кризиса о ласть оказалась в затруднительном положении: на носу зима, нужно завозить мазут, а денег в обрез. "ЛУКойл" заломил за мазут почти 1000 рублей за тонну. Никакие призывы "побояться Бога" не помогли. Выручил "Сургутнефтегаз", предложив почти вдвое меньшую цену.
Немалые трения возникли с "ЛУКойлом" и на почве нефтяных квот. Уже несколько лет нефтяная компания по распоряжению правительства выделяет области нефть для реализации на внешнем рынке, что дает региону дополнительные средства. Но в этом году "ЛУКойл" поставил региону драконовские условия - 80 долларов за тонну. Продать нефть по такой цене на мировом рынке область не может. Стремлением к монополизму объясняется, судя по всему, и то, что "ЛУКойл" выступает против строительства в области нефтеперерабатывающего завода. Как заявляют руководители компании, выгоднее перерабатывать нефть в литовском Мажейкяе и затем ввозить нефтепродукты. Однако местные эксперты придерживаются противоположной точки зрения, которую подтверждают технико- кономические расчеты строительства модульного НПЗ мощностью 300 тыс. тонн в год. Устав "ждать милостей" от "ЛУКойла", областная администрация сейчас активно занимается привлечением к реализации проекта местных инвесторов.
Почтовые увещевания
енег сейчас не хватает всем. Калининградской области, учитывая ее особое положение, в особенности. Основная причина нехватки средств заключается в том, что федеральный центр не спешит выполнять свои обязательства перед регионом. Поэтому в комитете по финансам и бюджету администрации едва ли не через день сочиняют письма в федеральные ведомства, прося отдать то, что положено.
Ситуация сложилась действительно странная и во многом парадоксальная. По результатам первого полугодия область выполнила задание по мобилизации доходов в федеральный бюджет на 114,1%, а из полагающихся области 177,3 млн. руб. трансфертов получено только 93 млн. рублей. Да и сама причитающаяся области сумма кажется странной, поскольку, согласно расчетам того же Министерства финансов, только на ветеранов и детские пособия региону нужно 226 млн. рублей. Тем не менее в течение последних двух лет Калининградская область не допускает срывов в выплатах детских пособий, входя вместе с Москвой и Санкт-Петербургом в список самых лагополучных в этом отношении регионов.
Но наибольшую головную боль финансового характера доставляют дислоцированные на территории области воинские части. Их долги калининградским предприятиям и организациям составляют около 350 млн. рублей, что вполне сопоставимо с доходной частью всего областного бюджета (430-440 млн.). Несмотря на раскручивание этой долговой спирали, никаких подвижек с расчетами нет. В частности, в течение двух лет происходит лишь накопление долгов по коммунальным платежам. Складывается впечатление, что все обязанности по содержанию военных федеральный центр возложил на область. Финансовая несостоятельность воинских частей и учреждений привела к тому, что некоторым местным предприятиям, обслуживающим военных, грозит остановка. Например, в начале сентября Литва предъявила калининградскому авиаотряду ультиматум о срочной оплате долга за пролет самолетов через свое воздушное пространство. Таких денег, а это более 700 тыс. долларов, у авиаотряда нет, так как с ним не могут рассчитаться военные. В министерства финансов и обороны ушли очередные письма. Будут ли деньги, никто не знает. Как грустно пошутил офицер одной из воинских частей, "скорее Литва закроет свое воздушное пространство, чем Москва погасит наши долги".
Калининград, несомненно, справится с кризисом, если только ему не будут мешать, а еще лучше - если хоть немного помогут.
Калининград.

Вячеслав Ширяев, Новые известия 16.10.1998 Калининград: ставка на собственные силы

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно