Ресурс реального сектора

Производство
BMW из Калининграда

Интервью с исполнительным директором ЗАО "Автотор" Владимиром Тихоновичем Рындиным началось с его ответа на вопрос, что предшествовало рождению нового производства.

- Закрытое акционерное общество "Автотор" было создано в декабре 1994 года для реализации автомобильных проектов. В то время Калининградская область Указом Президента и постановлением Правительства РФ была объявлена свободной экономической зоной. В этих решениях были свои достоинства и недостатки, Главным недостатком являлось то, что Указ Президента может быть подписан, а потом с таким же успехом отменен. Что, собственно, и произошло. В 1995 году Президент ликвидировал льготы, которые были предоставлены различным регионам России, и, к сожалению, Калининградская область также попала в их число.

Тем не менее, мы тогда уже твердо знали, что в Калининградской области можно осуществить наш автомобильный проект. Ничего нового в нем, по сравнению с мировым опытом, не было. Подобные проекты достаточно широко распространены особенно в развивающихся странах,

По нашим данным, сегодня около 400 автосборочных заводов действуют в 80 странах. В свое время таким образом создавалась автомобильная промышленность Японии. Южной Кореи, Бразилии, Аргентины. К странам, на территории которых созданы аналогичные предприятия, можно добавить Вьетнам, Филиппины, Малайзию, Южную Африку, Польшу, Словению и другие,

Для государств с перестраиваемой экономикой, как, скажем, в России, эта схема выпуска автомобилей имеет большое преимущество. Не тратятся огромные деньги на разработку и постановку на производство собственной модели. Ведь обычно, если это массовая, базовая модель, на запуск ее в производство затрачивается не менее полутора миллиардов долларов. Ясно, что в России таких денег пока просто нет,

- Вы начали сотрудничать с немецкими производителями автомобилей в силу географического положения области, являющейся самым западным регионом России?

- Нет, это не было определяющим мотивом в выборе партнеров. Первые автомобили в Калининграде собирали из корейских комплектующих, а по отношению к Сеулу мы являемся наиболее отдаленной областью России. Просто к 1999 году в процессе реализации проекта с BMW у нас уже сложилась надежная производственная база и были подготовлены квалифицированные кадры, приобретен опыт международного сотрудничества. А концерн BMW в своих стратегических планах отдает приоритет глобализации бизнеса и со второй половины 90-х годов искал партнера по производству автомобилей в России. Вот здесь и сошлись наши интересы.

Понятно, что ни немцы, ни мы не бросились безоглядно в объятия друг друга. Мы прекрасно осознавали, что проект с BMW для любого автомобилестроителя является серьезным экзаменом на профессиональное мастерство. Не сдадим его - это будет нам аукаться долгие годы, вряд ли кто-нибудь потом пойдет на сотрудничество с предприятием, провалившим проект такого уровня.

- Не спрашиваю о результатах этого своеобразного экзамена. Вы выпускаете первоклассные машины, в этом уже имели возможность убедиться российские покупатели. Но что пришлось сделать на заводе, чтобы начать сборку BMW, ведь эти автомобили очень отличаются от выпускаемых вами корейских КIА?

- Сроки для реконструкции производства под сборку BMW отводились очень сжатые, и, не скрою, мало кто верил, что мы уложимся в них. Было необходимо принципиально по сравнению с корейской схемой изменить технологию сборки и испытания автомобилей, схему приема, разгрузки и подачи машинокомплектов, создать новые складские помещения, иными словами, построить совершенно новую систему логистики.

Мы провели полную реконструкцию энергетического хозяйства, которое сейчас дополнительно совершенствуем, пытаясь снизить затраты на все виды энергоносителей. Сборочный конвейер также претерпел существенные изменения. Увеличили размеры подвесок и повысили их грузоподъемность. Изменили сопрягающиеся с автомобилем части пластинчатого конвейера, переоборудовали камеру испытаний на герметичность, демонтировали старые и смонтировали новые диагностические стенды, построили новый цех доводки автомобилей и установили в нем новое лакокрасочное оборудование. На территории, расчищенной от прежнего нагромождения металлоконструкций, построили склад готовой продукции, полностью защищающий автомобили от воздействия неблагоприятных для них погодных условий. Смонтировали камеру мастики и дополнили испытательный трек.

В результате этой большой по объемам и сложной по исполнению работы завод полностью изменился. Все операции - от приема комплектующих изделий до выпуска готовой продукции - осуществляются под одной крышей. Это позволило оптимизировать внутризаводские транспортные потоки, разместить подсборочные участки в непосредственной близости от мест окончательного монтажа узлов.

- В общем, проект не лопнул, не развалился, вы фактически создали новое предприятие?

- Это действительно так. Сегодняшние производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 10 тысяч автомобилей BMW в год.

Но количество собранных автомобилей - это только одна сторона вопроса. Есть и другая, имеющая более важное значение. Сейчас на заводе работает порядка 700 человек: инженерно-технические работники, рабочие, служащие. Мы создаем рабочие места, платим людям зарплату, предоставляем возможность для нормальной человеческой жизни. Уже ради достижения этой цели стоило выполнять такой проект.

Получают пользу и область, и город. Раз мы создали оплачиваемые рабочие места, наладили выпуск продукции, значит, от нас пошли налоги в местные и федеральный бюджеты. В свою очередь люди, получающие зарплату за счет бюджета, могут содержать свои семьи, учить детей и так далее. Таким вот порядком и в государстве все должно становиться на свои места. В конечном итоге это главная цель развития проектов, подобных нашему.

- Вы чувствуете поддержку в реализации своих планов?

- Безусловно. На региональном уровне действует закон Калининградской области о льготах для нашего предприятия, есть решение городского Совета с аналогичными мерами поддержки. На государственном уровне приняты постановление Правительства РФ о мерах поддержки именно нашего производства и Указ Президента РФ, одобряющий эти меры. Это дает нам возможность действовать, а остальное зависит от нас.

- Все знают, что такое немецкое качество. И многие сомневаются, что качество собранных калининградцами автомобилей может быть не хуже немецкого.

- Во-первых, качество не имеет национальности. Понятно, есть швейцарские часы, голландский сыр, французское вино и т. д. Но на самом деле мировая экономическая система так глобализирована, что вы подчас не знаете, где производился приобретаемый вами товар. Поэтому качество просто или есть, или его нет. Что касается производимых нами автомобилей, мы адаптировали систему качества BMW так же, как систему его оценки. Показатели качества интегральные, и они объективны. При определении качества нашего автомобиля нельзя вымолить у аудитора лучшую оценку. Итоговый показатель качества выводит компьютер в результате анализа большого набора данных. Делается это под наблюдением целой команды немецких специалистов. И такая независимая оценка свидетельствует, что качество наших автомобилей не хуже, чем выпускаемых в Германии.

- И последний вопрос - о перспективах развития предприятия.

- Во-первых, мы развиваем на другой площадке (на базе завода "Калининградбуммаш") мощности по производству автомобилей KIA, возможно освоим производство автомобилей других стратегических партнеров. Строим новые цехи сварки и окраски кузовов только что введен в эксплуатацию сборочный цех.

Что касается BMW, то мы рассчитываем приступить к освоению производства других моделей, кроме собираемых сейчас автомобилей 5-й и 7-й серии. Разрабатываем проектную документацию на строительство цехов сварки и окраски кузовов автомобилей BMW, Реализуем масштабную программу размещения производства комплектующих изделий в России, прежде всего в Калининградской области. Работы много. Производство расширяется. Пойдут хорошо дела в стране, автомобильный рынок вернется хотя бы к состоянию, в котором он находился до августовского кризиса 1998 года, - наш проект будет динамично развиваться, займем на предприятии больше людей, будем увеличивать зарплату, будем строить новую жизнь.
По материалам издания "Человек и карьера", №4, 2000

МОРЕ ПИВА НА БАЛТИЙСКИХ БЕРЕГАХ

Пивоваренный завод "Остмарк" был основан в 1910 году, первоначально пивоварня называлась "Кенигсбергер брауэрай в Дэвау". Предприятие было основано на общие вложения акционеров. На пивоварне производилось несколько сортов пива светлого, темного, специального по старым рецептам немецких пивоваров, которые славились не только в Кенигсберге и Восточной Пруссии, но и далеко за их пределами. Пиво разливалось в деревянные бочки и бутылки с керамическими пробками и развозилось на лошадях к местам продажи.

Завод продолжал работать и во время войны. Когда в апреле 1945 года начался штурм Кенигсберга, вошедшие на территорию завода разведчики увидели большие деревянные бочки с пивом, готовые к продаже.

Сразу после войны предприятие возобновило деятельность и долгое время радовало население Калининграда такими сортами пива, как "Королевские ворота", "Московское" и традиционное "Жигулевское".

С 1 октября 1993 года завод был преобразован в АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк". С 1994 года с приходом в число акционеров немецкой компании AMS Anlagenplanung GmbH & Co kG г. Гамбург) начался процесс модернизации завода. Была произведена реконструкция старых бродильных и лагерных подвалов, заменены трубопроводы, завершен первый этап реконструкции фильтрационного участка, пущены в действие новый цех розлива поставлена баночная линии. Для обучения новым технологиям и рецептам пивоварения немецкая компания командировала своего пивовара. Пивовары и технологи предприятия прошли обучение и стажировку на лучших немецких, голландских и польских пивоваренных заводах,

В 1998 году список иностранных инвесторов пополнился американской компанией The Detroit Brewing Company, LLC. И это не случайно: Калининградская зона очень выгодна своей приближенностью к западным странам, и в то же время это возможность выхода на российский рынок.

Появились новые средства на развитие, и завод приступил к следующей фазе реконструкции, обеспечивающей очень важную технологическую стадию дображивания и созревания пива - благодаря ей напиток приобретает приятный вкус, характерный специфический аромат и качество за счет достаточного насыщения диоксидом углерода. Технологическое оборудование цеха дображивания было разработано и поставлено немецким партнером фирмой AMS.

Рабочие проекты разработало ОАО "Калининградпромпроект". Осуществляли проект ведущие подрядные фирмы Калининграда, которые были отобраны на конкурсной основе.

Несмотря на кризис, сильную конкуренцию и резкое понижение покупательной способности, завод смог завершить очередной этап общей широкомасштабной реконструкции. Это позволило увеличить мощность производства в 2, 5 раза. Теперь oОстмарк", на котором работает 300 человек, выпускает 250 тыс. Гкл пива в год.

После завершения реконструкции, которое планируется на 2003 год, предприятие будет производить 1 млн. Гкл пива в год на сумму 8 млн. долларов США. Общая стоимость работ по строительству и реконструкции составит 25 млн. долларов США.

Главной задачей предприятия является производство высококачественных сортов пива по доступной цене на основе новейших технологий производства.

Пиво, производимое заводом "Остмарк", пользуется спросом на российском рынке от Калининграда до Владивостока. Вся продукция признана экологически чистой, не содержит консервантов и имеет срок хранения не менее 6 месяцев, Завод предлагает как собственные сорта пива, так и лицензионные марки известных мировых пивоварен.

"Три медведя" - русское массовое пиво. Светлое пиво с содержанием алкоголя не менее 5 процентов об., плотностью 12,4 процента. Оно варится только из натуральных продуктов и коренным образом отличается по качеству от всего пива, производимого в России.

"Доктор Дизель" - стиль молодости и веселья. Лицензионное пиво, изготовленное по технологии американской компании "Stroh". Это крепкое, светлое, легкое на вкус пиво с содержанием алкоголя не менее 6. 8 процента об., плотностью 15 процентов, без добавления спирта Имеет темно-золотистый цвет и мягким хмелевым вкусом и ароматом, аппетитным пивным запахом -- это, по утверждению экспертов, показатели высочайшего качества пива.

"Золотой Бык" - американское качество теперь из России. Лицензионное пиво, изготовленное по технологии американской компании "Stroh". Это крепкое светлое пиво с содержанием алкоголя не менее 5, 9 процента об., плотностью 12 процентов без добавления спирта. Пробуя это российское пиво, будьте уверены: вы пьете пиво настоящего американского качества.

"Остмарк" - массовая марка пива, разработанная АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк" в лучших традициях немецких пивоваров. Это светлое пиво с содержанием алкоголя не менее 4, 4 процента об., плотностью 12 процентов. Оно варится только из натуральных продуктов.

"Старый мастер" - продолжение традиций российского пивоварения. Это элитное пиво собственной разработки, светлое с содержанием алкоголя не менее 5, 0 процента об., плотностью 12, 4 процента. Освежающий вкус обеспечивается благодаря добавлению чистой культуры дрожжей, отобранных специально для приготовления этого лагерного пива.

Розлив производится в бутылки и банки емкостью 0,5 и 0,33 л и бочки емкостью 25, 30 и 50 л. Таким образом, ассортимент продукции завода позволяет охватить все сегменты рынка в различных регионах России.

"Остмарк" - это завод, который ставит вопросы качества на первое место, Основной компонент пивоварения - пивные дрожжи, используемые на заводе, сертифицированы Университетом пивоварения Вайенштефана в Мюнхене (Германия). Из лаборатории университета чистая культура дрожжей каждые три месяца высылается в Калининград рад. В заводской команде работают опытные микробиологи, технологи, лаборанты. Вся продукция, покидающая "Остмарк", проходит самый жесткий контроль качества.

- Многие российские производители пива думают, как бы продать свою продукцию, - говорит генеральный директор завода B. C. Ашихин. - У нас же основная проблема - это нехватка пива, хочется, чтобы все желающие ею попробовали. Поэтому сейчас мы увеличиваем мощности завода, но при этом основное требование - чтобы не пострадало качество нашего пива, которым мы по праву гордимся.

Обширная программа развития предприятия включает в себя все аспекты производства и сбыта продукции. Решается проблема обеспечения предприятия оригинальными бутылками для пива, заказана новая тара, имеющая фирменный дизайн, большое внимание уделяется этикетке, Закуплена крупная партия барных стоек с холодильниками для расширяющейся сети розничной продажи разливного пива. Для расширения рынка сбыта была создана торговая компания "Северные ветры", которая успешно справляется со своей задачей,

Завод очень тщательно выбирает своих партнеров. Солод, например, приходится возить из Дании и Швеции, так как отечественные сорта, не отличаясь по цене, уступают в качестве.

Гордость завода - собственная лаборатория, отвечающая последним требованиям мировых стандартов, ведет входной контроль сырья и контролирует качество продукции.

В Калининградской свободной экономической зоне у завода нет защиты от импортной конкуренции, как у пивоваренных предприятий в других регионах России. Поэтому приходится использовать самые передовые технологии и самое лучшее сырье. Прекрасным подтверждением высокого качества продукции "Остмарка" стал тот факт, что на заводе осуществлен розлив пива "Гёссер", которое является лучшим австрийским пивом и поставляется по всей Европе и Америке. Приход "Гёссера" в Калининград специалисты называют настоящей победой, которая стала возможной только благодаря радикальной реконструкции предприятия, Теперь при мощности 3 млн. Дкл пива завод может закрыть потребность всей Калининградской области,

Мощности завода по розливу пива (баночно-бутылочная линия, бутылочная и линия по розливу пива в кег-бочки) позволяют заводу оказывать услуги по розливу пива, в том числе польского Elblag Brewery (ЕВ),

По данным социологических и маркетинговых исследований, в России потребляется в среднем 15л пива в год на 1 человека (для сравнения: в Польше - 30 л, в Германии - 60 л). В ближайшее время в России ожидается тенденция роста потребления пива в среднем на 4 процента. Поэтому, с учетом численности населения и производительности пивоваренных заводов в России, АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк" видит реальную перспективу реализации своей продукции на 100 процентов.

Сегодня пивоварам удается решать и многие социальные вопросы. Из весьма ощутимой суммы налогов, выплачиваемых предприятием, 25 процентов остается в местном бюджете, помогая развитию города. Зарплата на заводе выплачивается вовремя, средний размер ее на сегодня составляет 3500-4000 рублей, и она продолжает расти. Половина акций предприятия принадлежит иностранному холдингу, остальные находятся у сотрудников завода.

У завода большие планы на будущее Реализации программы развития дает возможность для появления новых рабочих мест - к 2003 году на заводе будут работать 375 человек, Сбыт продукции будет осуществляться через мощную сеть дистрибьюторов - около 50 крупных коммерческих структур во всех городах России. Налоговые отчисления в областной и местный бюджет составят в 2003 году более 17 млн. 840 тыс. долларов США, по сравнению с 1998 годом они увеличатся и 8 раз.

По оценкам специалистов, уже сейчас пиво фирмы "Остмарк" считается лучшим в России. Во многом этому способствовала продуманная политика региональных властей: областной администрацией совместно с руководством АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк" разработана Комплексная целевая программа развития пивоваренной отрасли, которая предполагает создание современной высокоэффективной пивоваренной отрасли с развитой инфраструктурой в Калининградской области, увеличение поступлений в бюджеты разных уровней, улучшение социально-экономической обстановки в регионе. Ведь "Остмарк" остается одним из тех предприятий, за кем в регион, кроме новейших технологий и прекрасной продукции, приходят огромные инвестиции.

По материалам издания "Человек и карьера", №4, 2000

ДОРОГИ НАШЕЙ ОБЛАСТИ

Транспортный комплекс

Воздушный транспорт

Пассажирский автотранспорт

4567 км - такова общая протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в оперативном управлении администрации области.

303,4 км - автомобильных дорог с твердым покрытием приходится на 1000 кв. км территории области. В Российской Федерации эти цифры составляют 28,1 км. Калининградская область занимает второе место в России после Московской области, имеющей 317,4 км дорог.

521,3 млн руб. - таковы объемы инвестирования средств дорожных фондов в ремонт автомобильных дорог общего пользования и благоустройство городов и поселков области за последние годы.

8 лет - столько служат дорожные знаки благодаря широкому применению новых технологий.

55 мостов обшей протяженностью 1451,9 п.м. построено за последнее время. 35 из них - в Багратионовском районе.

1354 км дорог размечено в 1999 году, тогда как в 1998 году - 1300 км дорог, и в 1997-1090 км.

1998 год - введен в эксплуатацию очередной участок автомобильной дороги Гусев - Ольховатка - госграница (на Голдап). Его протяженность 4,5 км на сумму 23684,4 тыс. рублей.

1998 год - с этого времени действует региональная программа совершенствования и развития автомобильных дорог Калининградской области на период 2000-2010 гг.

61% - таков удельный вес работ по содержанию дорог от обшей суммы затрат в прошлом году. В 1998 году эта сумма составила 51%.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Основу транспортного комплекса Калининградской области составляют порты. От их работы зависит грузопоток на железной дороге, грузоперевозки автомобильным транспортом, работа экспедиторских, агентских компаний и других структур, участников транспортного процесса. Администрация области активизировала деятельность по увеличению грузооборота портов.

В 1998 году благодаря совместной работе представителей МПС РФ, Калининградской железной дороги и администрации области были установлены льготные тарифы на ввоз и вывоз грузов в область и из области. А также были отменены понижающие коэффициенты к тарифной политике Российских железных дорог при перевозке грузов в/из морских портов Латвии и Эстонии. В 1999 году началось восстановление объема грузопотока на Калининград.

С 1999 года тарифы РЖД снижены относительно 1998 года. Эти условия сохраняются и в этом году.

По итогам визита президента Республики Белоруссии ведется работа по использованию портов Калининграда для перевалки белорусских грузов. На последнем заседании в г. Минске стороны рассмотрели возможность установления скидок с железнодорожных тарифов при перевозке цветных металлов, бумаги, удобрений и контейнеров по территориям Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской рыбный порт за счет собственных средств произвел реконструкцию причальных и строительство портовых сооружений. Морской торговый порт Калининград за счет собственных средств построил контейнерный терминал.

Теперь калининградские порты стали конкурентоспособны по большинству грузов по сравнению с портами Латвии, Эстонии и Финляндии.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Приоритетные направления деятельности администрации области в сфере организации работы предприятий гражданской авиации:
- развитие грузовых авиационных перевозок;
- создание мощного грузового терминала с использованием самого большого и перспективного аэродрома нашей области - Чкаловска; развитие авиации общего назначения, так называемой малой авиации;
- развитие пассажирских авиационных перевозок;
- создание местной авиакомпании, работающей по международным стандартам, как основного регионального перевозчика по обслуживанию Калининградской области.

Основная цель преобразований: сделать Калининград центром воздушного сообщения между СНГ и Западной Европой.

ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сформирована внутриобластная маршрутная сеть на 1999-2001 годы, подкрепленная финансированием в размерах, закрепленных постановлением главы администрации (губернатора) области.

Выделены средства на покрытие убытков транспортным предприятиям в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров.

Восстановлено движение на междугородных маршрутах №№220, 203, 232 и пригородном №105.

Пассажирооборот возрос на 39% по сравнению с 1998 годом.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
68550 действующих субъектов малого предпринимательства зарегистрировано на территории Калининградской области.

82080 человек работают на 13680 малых предприятиях.

50116 индивидуальных предпринимателей работают без образования юридического лица.

4754 фермерских и крестьянских хозяйств заняты в сельскохозяйственном производстве.

13,9 малых предприятий приходится на тысячу калининградцев. Для сравнения: в странах ЕС он составляет 25-30 предприятий. В среднем по России на тысячу населения приходится всего 6 МП.

132196 человек в обшей сложности заняты в малом бизнесе. Это более 20% экономически активного населения области. Поддержка администрацией области малого предпринимательства позволила увеличить объем произведенной продукции и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
59% составил рост объемов производства на малых предприятиях по сравнению с прошлым годом. В том числе:
148% - в промышленности;
60% - в связи;
61% - в строительстве;
220% - в материально-техническом снабжении и сбыте;
325% - в операциях с недвижимостью;
530% - в обшей коммерческой деятельности.

На 7500 единиц, или на 12,2%, увеличилось количество субъектов малого предпринимательства за два последних года. 300 тыс. руб., или около 20% от общего поступления налоговых платежей прошлого года, приходится на долю малых предприятий;

19924 тыс. руб. - за 1999 год выплатили в бюджет индивидуальные предприниматели.

При содействии администрации области в большинстве муниципальных образований за последние три года:
- разработаны и приняты программы поддержки малого npeдпринимательства;
- начат процесс формирования базы данных для информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства;
- созданы базы данных по инвестиционным проектам;
- отрабатывается номенклатура муниципальных заказов ДЛЯ субъектов МП;
- созданы фонды поддержки МП.

Управлением государственной регистрации администрации области создана и введена в эксплуатацию база данных по малым предприятиям г. Калининграда.

Разработана целевая комплексная программа создания и развития российско-иностранного технополиса (евротехнополиса). 

 

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно