12.11.1997, Калининград: переходим от слов к делам. не слишком ли медленно?

В Калининграде завершила работу вторая сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Об основных итогах ее, думается, большинству наших читателей уже известно из информационных программ радио и телевидения. Сегодня мы предлагаем комментарий нашего обозревателя.
Хотя на заключительной пресс-конференции мероприятие это получило в целом положительную оценку, однако принятие некоторых отдельных документов отнюдь не решило многих проблем этого органа Союза двух государств. И прежде всего, на взгляд некоторых его участников, проблемы эффективности продвижения вперед по пути их сближения.
На открытии сессии Парламентского собрания выступил губернатор Калининградской области Леонид Горбенко. Хотя, как гостеприимный хозяин, он дал высокую оценку возможностям сотрудничества Калининградской области и Беларуси, но вынужден был признать, что теоретические возможности практически используются далеко не так, как хотелось бы. Несмотря на то, что в последнее время между областью и республикой заключен ряд важных договоров, создано несколько десятков совместных предприятий, несмотря на близость территорий и давность связей, в товарообороте области Беларусь занимает очень небольшую долю - чуть более пяти процентов.
Губернатор, правда, не уточнил, почему при таких благоприятных условиях мы столько лет топчемся на месте, тем более что среди ста национальностей области второе место по численности занимают выходцы из Беларуси, которым бы и карты в руки, чтобы заниматься восстановлением былых экономических связей. Однако, видимо, не то что до козырей, просто до серьезных карт в этой игре дело пока не доходило.
Впрочем, калининградцы и белорусы должны играть в "паре". То есть поддерживать друг друга. Но поддержка эта порой выглядит несколько странновато. То без особых объяснений в области не примут Президента дружественной страны, то так запутают экономические отношения, что у обеих сторон возникают опасения: а не двойную ли игру ведут партнеры. О такой ситуации нам говорили в рыбном порту, но об этом несколько позднее.
Сначала о политических проблемах. Несмотря на то, что против союза двух стран открыто практически никто не выступает, однако, как нередко подчеркивалось на сессии, у него немало противников и даже врагов. Об
этом, в частности, говорил Геннадий Селезнев, председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Ему вторили Сергей Бабурин и другие ораторы. Но как можно было понять из этих, порой излишне эмоциональных выступлений, противники Союза, как политической, так и экономической формы, находятся в основном в России.
Действуют они скрытно, но дерзко и засели, как правило, в различных министерствах и ведомствах.
Так, например, сказал Геннадий Селезнев, программой первоочередных мер по оформлению и организации Союза было предусмотрено решение вопроса принятия гражданства Союза. Срок исполнения - третий квартал этого года. Однако вторая сессия собралась уже в четвертом квартале, а вопрос о гражданстве еще даже не был серьезно поставлен. На сессии только вели споры: нужно вводить двойное гражданство или решительно переходить к единому. По мнению Геннадия Селезнева, решение этой проблемы если не
саботировали, то просто игнорировали различные ведомства обеих стран - от министерств иностранных дел до министерств внутренних дел. Эти и другие ведомства никак не могли проработать и согласовать вопрос о
гражданстве Союза и ссылались на то, что эта проблема находится за пределами их компетенции.
Введение гражданства Союза - это только один из многочисленных вопросов, которые были затянуты или вообще провалены чиновниками обоих государств. И тут члены Парламентского собрания вполне естественно пришли к почти единодушному выводу, что, несмотря на самое высокое представительство, серьезную организацию и практически единодушное желание к объединению, реального механизма реализации решений того межгосударственного органа не существует. Любое из них вязнет в административном болоте так, что и сами законодатели уже ничего не могут сделать, разве что разводить руками: вот, мол, как нам тяжело.
Что говорить, всегда тяжело толкать машину, у которой нет двигателя.
Наверное, было бы легче и проще, существуй механизм ответственности, и причем реальной, за выполнение решений Парламентского собрания. Но до его создания, кажется, еще далеко. Наработок вроде особых нет, а за два-три дня сессии с наскоку проблему, да еще такую глобальную не решить.
Своим московским коллегам вторил руководитель Палаты представителей Национального собрания республики Беларусь Анатолий Малофеев, он же заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Несмотря на то, отметил Анатолий Александрович, что Союз Беларуси и России, по его мнению, состоялся, результаты работы Парламентского собрания еще далеко не удовлетворительны. Не принято ни одного нормативного правового акта. Даже бюджет Собрания на следующий год не обсуждался на исполкоме, хотя вопрос о его утверждении вынесена повестку дня второй сессии. Многие правовые акты двух государств значительно отличаются друг от друга. Например, в российском налоговом кодексе 417 статей, а в белорусском - всего 273. По сведениям Анатолия Малофеева, только в последнее время Россия девять раз меняла ставки таможенных пошлин, даже не ставя в известность Беларусь. Это нанесло урон не только дружественным отношениям двух стран, но прежде всего их экономикам.
Впрочем, и российская сторона упрекает белорусскую в том, что и у нас нередко принимают новые таможенные правила, не извещая партнера. Однако дорога упреков и подозрений никогда ни к чему хорошему не приводила. И это хорошо понимали участники второй сессии Парламентского собрания.
Они приняли ряд документов, но нет никакой гарантии в том, что эти наработки не повторят судьбу прежних. Механизма ответственности за их исполнение ведь так и не было разработано. Сергей Бабурин, известный
сторонник объединения, правда, предложил несколько неожиданный выход.
Поскольку создание Союза преследует, по его мнению, цель воссоздания былого государственного единства, нужно сформировать двухпалатную межгосударственную законотворческую организацию. Одна из палат будет формироваться поуже существующему принципу представительства, вторая - выбираться прямым голосованием народа наших стран. По мнению депутата, это позволит избирателям почувствовать сопричастность, в силу чего депутаты Парламентского собрания станут подотчетными народу.
Идея в целом, возможно, и не плохая, но может вконец запутать электорат, который и так слабо представляет, кто же больше борется за его интересы: парламент или исполнительная власть. Кроме того, признают сами депутаты, у нас на данный момент разные государства с разными политическими строями. И хотя мы движемся одной дорогой к единой цели, темпы этого движения и количество остановок на пути для отдыха и рекогносцировки разные. Например, документ о развитии таможенных отношений так и не был принят, хотя значение он, несомненно, имеет для сближения двух стран первостепенное. Селезнев, назвавший таможенные отношения "главной болезнью СНГ", несомненно, прав. Жаль, что болезнь эта может стать хронической и лечить ее придется уже хирургическим путем.
Несмотря на декларирование принципа интеграции и даже объединения, хозяева вольно или невольно содействовали в определенной степени принципу размежевания участников и приглашенных специалистов на сессию, которые были поселены в разных гостиницах, а некоторые даже жили далеко за городом. Кроме того, в смысле информации журналисты нередко сидели на голодном пайке. Ни проектов обсуждаемых документов, ни окончательных вариантов принимаемых решений им не показали. Больше рассказывали на словах, и это могло создать уже сто раз случавшуюся ситуацию, когда один и тот же документ трактовался совершенно по-разному в разных СМИ.
Кстати, на сессии много говорилось об информационной блокаде и других проблемах Союза. Действительно, центральная российская пресса не слишком баловала вниманием работу сессии, но мы, белорусские журналисты, с некоторым удивлением узнали у местных киоскеров, что многие ежедневные московские издания сюда вообще поступают только на третьи-четвертые сутки, а то и позднее. Видимо, Москва не слишком печется о том, чтобы калининградцы вовремя получали информацию из центра. Какая судьба ждет создаваемый парламентариями двух стран журнал "Союз", трудно сказать. Но вряд ли он до конца заполнит информационный вакуум. Последний день пребывания на калининградской земле был посвящен посещению местного порта. Нам показали терминалы, склады и суда.
Организовали встречи с руководителями и простыми работниками.
Практически все они говорили о том, что сотрудничество с Беларусью принесет только выгоду обеим сторонам.
Но беда в том, что разговоры эти ведутся уже много лет, а до серьезных шагов пока дело не доходит. Еще накануне второй сессии Парламентского собрания в нашу редакцию были доставлены с нарочным копии писем, факсов и иных документов, в которых руководители Калининградского морского порта и других организаций предлагают белорусской стороне взаимовыгодное сотрудничество в тортовых перевозках, ловле рыбы и в иных сферах экономической деятельности. Как утверждали представители Калининграда, на многие из этих конкретных обращений они не могут даже получить ответа.
И все же надежда на то, что Беларусь и Калининградская область, как и вся Россия, пройдут путь сближения достаточно быстро, остается. На сессии Парламентского собрания был принят ряд конкретных документов.
Однако остаются и сомнения: а как к этому отнесутся исполнительные органы, которых так критиковали участники сессии? Не канет ли все опять в пучину знаменитой русской бюрократической стихии.
Если не возникнет необходимости в срочном созыве внеочередной сессии, третью планируется провести в Гомеле. На нее предполагается пригласить президентов двух стран.
Калининград - Минск.
Как известно, в начале ноября в г. Калининграде состоялась вторая сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России. В результате плодотворной ра оты белорусских и российских парламентариев принят ряд важных законов, которые в порядке законодательной рекомендации направлены для рассмотрения и принятия парламентами государств - участников Союза. Состоялась также общая дискуссия по проблемам становления и развития Союза Беларуси и России, хода экономической интеграции, роли Парламентского собрания Союза. В ней приняли участие Председатель Парламентского собрания. Председатель Государственной думы России Геннадий Селезнев, первый заместитель Председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий Малофеев, члены Парламентского собрания.
Предлагаем вниманию наших читателей выступление Анатолия Малофеева а рамках дискуссии на второй сессии Парламентского собрания в г. Калининграде.

Народная газета, Минск, 12.11.1997, Калининград: переходим от слов к делам. не слишком ли медленно?

 

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно