Калининградская область. Социально-экономическое и общественно-политическое положение. Взгляд из Москвы, апрель 1999 года (из архива Л.Горбенко)

Калининградская область - западный и самый малый субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Численность населения - около 1 млн жителей. Область образована после войны 1941-1945 гг. на территории бывшей Восточной Пруссии. Сейчас для региона складывается принципиально новая геополитическая ситуация: российский анклав на Балтике может быть изолирован блоком НАТО. При решении экономических проблем, связанных с кризисом, это обстоятельство усугубляет и без того сложное социально-экономическое и общественно-политическое положение Калининградской области. В условиях свободной экономической зоны (см. Приложение) пока не только не удалось добиться более высоких параметров развития области по сравнению с другими субъектами Федерации, но, напротив, в результате августовского финансового кризиса Калининградская область по многим экономическим показателям оказалась в ряду неблагополучных районов.

Экономическое положение Промышленность

Некоторые положительные тенденции в развитии промышленности области, проявившиеся в 1997 г., не удалось сохранить в 1998 г. Выпуск продукции сократился на 9%, а по сравнению с 1989 г., последним годом устойчивого роста промышленного производства, он уменьшился на 73%.

Наибольший удельный вес в общем объеме производства крупных и средних промышленных предприятий приходится на пищевую промышленность (38%). В 1998 г. уровень производства в этой отрасли сократился по сравнению с показателями предыдущего года на 4%.

Ведущей отраслью в пищевой промышленности оставалась рыбоперерабатывающая, в общем объеме продовольственных товаров в 1998 г. составившая 57%. Сокращение улова рыбы и других морепродуктов в прошлом году привело к снижению производства мороженой рыбы на 30,8%, соленой сельди - на 35,1%, копченой рыбы - на 51,9%, мороженого филе - на 80%. В то же время выпуск рыбных консервов увеличился на 9%.

Предприятия мясной и молочной промышленности работали в условиях высокой конкуренции с импортными продуктами, при этом отмечен рост выпуска мяса птицы (в 10 раз) и мясных консервов (на 90.4%). Вместе с тем производство   колбасных   изделий   сократилось   на   35.7%, животного масла - на 29,8%, жирных сыров - на 9,2%.

В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в 1998 г. впервые за восемь лет отмечен прирост объема производства (по сравнению с 1997 г.) на 11,5%, что связано с увеличением выпуска муки на 45,9 %.

Одной из наиболее важных отраслей, определяющих состояние и развитие экономики области, за последние годы стала топливно-энергетическая. В 1998 г. доля этой отрасли в общем объёме промышленного производства достигла 34% против 3,5% в 1*990 г.

По данным энергобаланса за 1997 г., выработанной электроэнергией обеспечивалось только около 6% потребности области, остальная восполнялась за счет перетоков из РАО "ЕЭС России". Ввод в действие в 1998 г. Правдинской электростанции улучшил ситуацию. В прошлом году электроэнергии произведено 208 млн кВт. ч., что на 29,2% больше, чем в 1997 г.

В строительном комплексе продолжалось сокращение физического объема работ. По сравнению с 1997 г. объем подрядных работ уменьшился на 19%, а с 1990 г. - на 65%. Приостановлено или заморожено строительство многих объектов производственного назначения и социально-культурной сферы. Практически не строятся объекты коммунального хозяйства. Вместе с тем в 1998 г. впервые за пять лет отмечен прирост на 5% ввода в эксплуатацию жилья.

Транспорт

В 1998 г. удельный вес грузооборота водного транспорта составил 57% в общем объеме грузооборота, железнодорожного -41% и автомобильного - 2%.

Продолжает снижаться эффективность работы портов. Польша и Литва, периодически снижая тарифы по собственным территориям для российского транзита в свои порты, параллельно увеличивают транзитные тарифы на перевозку грузов между Калининградской областью и остальными регионами РФ. Объем переработки грузов, выполненный силами и средствами морских портов, сократился на 15%, а грузов на экспорт отгружено на 29,3% меньше, чем в 1997 году.

Особую роль в экономике и социальной жизни региона играет железнодорожный транспорт. Резкий рост платы за пересечение территорий Литвы и Латвии (где расчет тарифа ведется по курсу швейцарского франка) отрицательно сказался на уровне пассажирооборота. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в целом за 1998 г. сократились на 13%. Из-за низкой платежеспособности предприятий по-прежнему не вывозится значительное количество произведенной продукции.

По состоянию на 1 января 1999 г. на прирельсовых погрузочных площадках предприятий и железнодорожных станций находилось 19,4 тыс. т грузов, что на 12,8% больше, чем на аналогичную дату 1998 г.

Сельское хозяйство

В 1998 г. благодаря дифференцированному подходу к распределению кредитных средств хозяйствам, в области в целом удалось остановить спад сельскохозяйственного производства.

В прошлом году объем продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 1820,5 млн руб., или 100,2% в сопоставимой оценке к уровню 1997 г. (по России * 87,7%).

Неравномерно развивались сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства. Сельскохозяйственными предприятиями в 1998 г. было произведено 142,5 тыс. т зерна (82% от общего объема производства зерна в области), что на треть меньше по сравнению с объемом 1997 г. При этом увеличилось производство зерна в крестьянских (фермерских) хозяйствах: ими произведено 30,7 тыс. т зерна (на 19% выше уровня 1997 г.). Населеним выращено 146,4 тыс. т картофеля (88% от общего объема сбора).

В животноводческом секторе наметились определенные положительные тенденции. Возросла продуктивность скота, улучшилась его сохранность. Рост производства мяса всех видов (на 16%) достигнут в основном за счет ОАО "Калининградптицепром", на долю которого приходится 41% от общего объема производства.

Продолжился процесс создания крестьянских (фермерских) хозяйств. За год их количество возросло почти на треть и на 1 января 1999 г. составило 5637.

Внешнеэкономические связи

Особое географическое положение области определяет основные направления развития внешнеэкономических связей, где приоритетным является развитие сотрудничества с Литвой, Польшей, Германией, Белоруссией и Скандинавскими странами.

В последнее время возросло число желающих воспользоваться льготами особой экономической зоны. Итальянцы предложили построить линию по переработке сои, фермы по откорму свиней, мясоперерабатывающий завод и холодильник, выделив кредит в размере 8 млн долл. с отсрочкой платежей на 4 года (выделено уже 1 млн 240 тыс. долл.).

В структуре внешнеторгового оборота удельный вес стран «дальнего зарубежья», как и в предыдущие годы, оставался преобладающим  и  составил  95,7%.   Внешнеторговый  оборот увеличился по сравнению с 1997 г. на 6,4%, но на 12,5% увеличилось и отрицательное сальдо внешней торговли. Основными предметами экспортных поставок, как и в предыдущие годы, являлись суда и лодки (16,8% от общего объема экспорта товаров), нефть (16,2%), рыба и ракообразные (11,5%), удобрения (8,3%), целлюлоза (6,7%), черные металлы и изделия из них (6,4%), цветные металлы и изделия из них (4,5%).

В третьем квартале под влиянием острого финансового кризцса поступления иностранных инвестиций в область резко сократились, но в целом за год их сумма достигла 32,2 млн долл., что в 3,3 раза больше, чем в 1997 г. Основными инвесторами были предпринимательские круги Германии (55,7% от объема всех поступивших иностранных инвестиций), Швейцарии (9,8%), Польши (7,5%), Эстонии (5,7%), Австрии (4,8%), Израиля (4,7%), Литвы (3,4%), Швеции (2,2%).

Одним из направлений внешнеэкономических связей является создание в области совместных предприятий (СП). При этом многие иностранные фирмы предпочитают действовать на калининградском рынке самостоятельно, через свои постоянно действующие представительства, что более надежно, в случае же критической ситуации процедура прекращения деятельности более проста. Анализ данных по созданию предприятий с иностранным участием позволяет выявить определенные тенденции. Ииностранные инвесторы не вкладывают большие средства в экономику региона. В основном создаются предприятия с минимальным по действующему законодательству уставным капиталом. Далеко не все предприятия после регистрации сразу же приступают к активной хозяйственной деятельности. Многие занимают позицию "выжидания", чтобы в будущем, при более благоприятной экономической ситуации, быть на российском рынке готовыми к немедленной практической деятельности. Количество предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями увеличивается более высокими темпами, чем предприятий с долевым участием иностранного капитала.

Большинство предприятий с вложением иностранного капитала создается в сфере мелкого и среднего бизнеса и в тех областях экономики, где происходит быстрая окупаемость капиталовложений и гарантирована валютная выручка. При этом доля реально действующих совместных предприятий в местной экономике не превышает 30-35% от их общего числа, причем 40% из них зарегистрированы в непроизводственном секторе. В регионе единственным крупным производственным СП с южнокорейским капиталом остается "Киа-Балтика", выпускающая по «отверточной технологии» легковые автомобили.

Финансы

Калининградская область входит в число 12 субъектов Федерации, отчисления которых в федеральный бюджет превышают поступления из Центра. Впервые за последние годы в 1998 г. область выполнила план сбора налоговых доходов в федеральный и областной бюджеты. При этом все виды платежей произведены "живыми" деньгами. План по федеральным платежам выполнен на 110,1% и дополнительно к нему собрано 144,5 млн руб., а общее задание, включающее сборы в целевые и бюджетные фонды, - на 117,9%. Больше на 0,3%, чем в 1997 г., получил налоговых доходов и областной бюджет. Перевыполнение программы сбора налогов при "совокупном отрицательном результате" в экономике анклава связано с повышением активности налоговых служб. Губернатор области считает, что этот успех подтверждает высказанную им идею о "самофинансировании" региона. Вместе с тем Л.Горбенко исключил всякий "налоговый сепаратизм", выразив готовность к конструктивному сотрудничеству с федеральными властями.

В структуре доходов консолидированного бюджета 1998 г. удельный вес налоговых поступлений - 80,6%, неналоговых платежей - 11,6%. Трансферты из федерального бюджета составили 7,8% от общей суммы доходов.

Следует отметить, что Калининградская область является субъектом Федерации с самой высокой долей военнослужащих на одного человека гражданского населения. Между тем долги дислоцированных на территории области воинских частей областным предприятиям и организациям уже сопоставимы с доходной частью всего регионального бюджета.

Социальная сфера

Уровень жизни

В силу особой зависимости потребительского рынка от импорта товаров августовский кризис вызвал резкий подъем потребительских цен. Область перешла в разряд регионов с самыми высокими в России темпами роста цен на все виды товаров, что привело к резкому снижению жизненного уровня населения. Объем розничного товарооборота в сентябре 1998 г. уменьшился на 33%. Произошло резкое сокращение запасов продовольственных товаров и сужение их ассортимента, что осложнило экономическое положение торговых организаций. Хотя к концу года ситуация несколько стабилизировалась и уровень запасов по основным продовольственным товарам почти восстановился, мониторинг продаж по-прежнему фиксирует низкий   потребительский споос. что обусловлено сокращением почти на 21% по сравнению с 1997 г. реальных денежных доходов населения

Усложнилось положение в сфере занятости населения. На начало 1999 г. общая численность безработных в целом по области составила свыше 50 тыс. человек против 45 тыс. человек в первом полугодии 1998 г.

Среднедушевой доход в Калининградской области значительно ниже, чем в целом по Российской Федерации (например, в ноябре прошлого года - 741 руб. против 1132 руб.). При более низких доходах прожиточный минимум в регионе (535 руб.) практически соответствует среднероссийскому показателю.

На протяжении всего прошлого года наблюдалась резкая дифференциация заработной платы. У работников отрасли материально-технического снабжения и сбыта (самой высокооплачиваемой отрасли) заработная плата была почти в 4 раза выше, чем в сельском хозяйстве, где трудятся 24 тыс. человек, или 11 % от общего количества работающих.

Наиболее высокий уровень оплаты труда в промышленности имели работники топливного комплекса - 2487 руб., что почти в 3 раза выше средней по промышленности и области в целом.

Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсационных выплат) в 1998 г. составил 369,7 руб., что относительно величины прожиточного минимума пенсионера составляет 125%, а среднего размера начисленной заработной платы работающих - 43%.

Несмотря на снижение жизненного уровня, общая сумма вкладов населения на 1 декабря 1998 г. составила 971,1 млн руб. и увеличилась за год на 9,8%.

Задолженность по заработной плате

По состоянию на 1 января 1999 г. задолженность по заработной плате в области имели 218 предприятий и организаций ведущих отраслей экономики. Наибольшая из них в промышленности - 29,1 млн руб. (55% от объема общей задолженности) и сельском хозяйстве - 7,3 млн руб. (14%).

К концу года значительно сократилась задолженность в сферах здравоохранения, культуры и искусства, социального обеспечения, образования. Полностью погашены долги из бюджета по заработной плате в сфере науки и научного обслуживания.

Демография

Численность населения области на начало 1999 г. составила 951.3   тыс.   человек  и   за   прошедшие   двенадцать   месяцев увеличилась на 8 тыс. человек за счет миграционного прироста, при этом число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза. Особую тревогу вызывает гибель людей от алкогольных отравлений: в расчете на 100 тыс. человек смертность от алкоголя превысила среднероссийский уровень в 2,5 раза. Печальная статистика зафиксирована на конец февраля 1999 г. Центром по профилактике и борьбе со СПИДом - 2802 ВИЧ-инфицированных, из них мужчин - 2006, женщин - 796.

Криминальная обстановка

В прошлом году возросло число таможенных правонарушений, наносящих существенный ущерб экономической безопасности. На объектах транспорта зарегистрировано 796 преступлений, что на 25,5% больше, чем в 1997 г. "Ложный экспорт" и "ложный транзит" - не новые схемы ухода от налогов для получения прибыли при существующем различии в таможенных режимах в едином таможенном пространстве. Таможенными службами России и Белоруссии проводятся совместные операции для пресечения товаропотоков из Калининградской особой экономической зоны в Россию через Белоруссию по подобным схемам. В 1998 г. выявлено 49 случаев вывоза из Литвы иностранных товаров под видом "калининградских", т. е. беспошлинно; обнаружены каналы массового ввоза в страну через Калининград автомобилей иностранного производства.

Наибольший рост преступлений наблюдался по линии криминальной милиции - 30,5%, из них экономической направленности - 46,1%. Рост тяжких преступлений составил 17,7%. В структуре преступности преобладали кражи всех форм собственности - 23,4%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, - 18,2%.

Особую тревогу вызывает незаконный вывоз янтаря. В регионе сосредоточено не менее 80% мировых запасов янтаря, однако из 300 т, добытых Калининградским комбинатом в 1998 г., обработано лишь 45 т. По оценкам польской стороны, только в Гданьске ныне работают 260 предприятий по переработке в основном российского янтаря. Самая крупная за последние десять лет партия контрабандного янтаря-сырца весом 909 кг задержана в феврале 1999 г. в Приморске. В нынешнем году уже изъято 1100 кг янтаря, а за весь прошлый год - 1600 кг.

Сотрудниками Управления военной контрразведки ФСБ по Балтийскому флоту раскрыта преступная группа, пытавшаяся переправить в Польшу части зенитных комплексов, включая детали, устройство которых составляет государственную тайну. Все десять участников противозаконной сделки - офицеры местных воинских частей.

Общественно-политическая ситуация

Общественно-политическая ситуация в регионе во многом определяется затянувшимся противостоянием властных структур. После губернаторских выборов 1996 г., победу на которых одержал Л.Горбенко, большинство депутатов областной Думы и ее спикер В.Устюгов (будучи сторонниками бывшего главы области Ю.Маточкина) перешли в оппозицию губернатору, став инициаторами общественно-политического движения "Янтарный край России". Пропагандистским и идеологическим центром движения стала областная газета "Янтарный край". Трибуной для критики администрации лидеры движения избрали областную Думу.

Осенью 1998 г. конфликт вышел на федеральный уровень. Депутаты отказались принимать необходимые администрации области законы, допуская резкие высказывания в адрес губернатора, который в ответ прекратил финансирование законодательного органа. В связи с этим Государственная Дума РФ приняла постановление, рекомендующее губернатору отбросить личные пристрастия в отношении к местным политикам и обеспечить нормальное функционирование представителей депутатского корпуса.

Л.Горбенко ответил на это серией обращений в правительство и администрацию президента. Всю ответственность за положение в области он возложил на депутатов, усматривая политический популизм в их призывах к отмене постановления Правительства РФ о введении ограничений на ввоз импортных товаров. В связи с тем что ограничения касаются только тех товаров, которые производятся в области или могут производиться в достаточном количестве, призывы депутатов отменить постановление наводят на мысль о лоббировании ими интересов импортеров подакцизных товаров.

В целях защиты местных производителей и согласно предложению губернатора процесс квотирования в настоящее время становится строго подконтрольным администрации области: будут известны все поставщики квотируемых товаров, объемы их ввоза, реализации, а соответственно, подконтрольна и сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Именно по этим вопросам имеются разногласия между ветвями власти.

Примирения не произошло и после посещения Калининграда в ноябре  1998 г.  первым  заместителем  главы президентской администрации О.Сысуевым. Он высказал мнение федерального центра о недопустимости противостояния ветвей власти в стратегически важном для России регионе, учитывая периодически появляющиеся в местной прессе призывы к автономии и даже независимости Калининградской области.

Промахи как региональной, так и федеральной власти не способствуют укреплению связей области с "материковой Россией". В частности, постановление федеральных властей о пограничных сборах за пересечение границы, решение Государственного таможенного комитета, запрещающего въезд на российскую территорию автомашин, растаможенных в Калининграде.

На фоне конфликта властей в Калининграде постепенно растет влияние Балтийской республиканской партии (БРП) - лидер С.Пасько. Партия ставит своей целью изменение статуса области и превращение ее в республику, которая являлась бы субъектом международного права и "ассоциированным членом" Российской Федерации. БРП симпатизирует значительная часть предпринимателей, рассчитывающих, в случае успеха партии на будущих региональных выборах, улучшить условия для ведения бизнеса в крае. Идею автономной Балтийской республики в рамках России поддерживает и В.Шумейко. (Он представлял область в Совете Федерации в 1994-1995 гг. и не исключает своего выдвижения от области на предстоящих выборах в Госдуму).

Главной идеей учредителей новой региональной общественно-политической организации "Набат" объявлена необходимость консолидации жителей области для непосредственного участия в социально-экономическом обновлении и управлении развитием региона в единстве с Россией.

Председатель Комитета Госдумы по международным делам В.Лукин высказался за создание оси Страсбург - Калининград, считая, что в Калининград могли бы переместиться некоторые проекты и институты Совета Европы. Недавнее открытие в Калининграде Информационного центра Совета Европы можно рассматривать как первый шаг в этом направлении.

Проблемы изоляции и экспансии

В последнее время наблюдается повышенная активность отдельных европейских государств по отношению к Калининградской области.

Определенные политические круги Германии, Польши и Литвы предпринимают явные и тайные усилия, направленные на отрыв этого северо-западного региона от остальной части страны. Граждане ФРГ заметно активизировались на рынке недвижимости: через подставных лиц приобретают заброшенные хутора, особняки, квартиры. Можно предположить, что они приступят и к покупке земли, так как в конце ноября 1998 г. законодатели калининградской области приняли в первом чтении региональный закон о земле, разрешающий ее свободную куплю-продажу и передачу в залог. В области существует 17 крупных немецких обществ, функционирует 19 протестантских и 15 католических приходов. Идея переселения в этот регион оставшихся в СНГ "русских немцев" реализуется успешно. Хотя в области проживает около 30 тыс. немцев (7 тыс. человек в 1994 г.) из примерно 600 тыс. в СНГ, именно калининградским немцам направляется свыше 40% всей гуманитарной помощи Германии, оказываемой немецкой диаспоре в бывшем СССР.

Виды на Калининград имеют не только немцы. "Краеведы" в Польше и Литве вспоминают о старинных Крулевце или Караляучусе (соответственно - польский и литовский синонимы Кенигсберга, "королевского города") времен Речи Посполитой. Так, в 1997 г. председатель Сейма Литвы В.Ландсбергис, находясь в США, заявил о "сомнительности" российского статуса Калининграда.

Между тем для стабильного развития анклава нужны добрососедские отношения со всеми сопредельными странами. Власти Калининградской области обеспокоены возможным возникновением трудностей в транспортном сообщении с Россией в случае вступления Литвы в Европейский Союз (ЕС), так как процесс расширения ЕС, вероятно, будет связан с закрытием границ, в том числе и с Калининградской областью.

Для обеспечения защиты интересов региона и оперативного решения вопросов на межрегиональном и международном уровнях постановлением губернатора Л.Горбенко введена должность представителя администрации Калининградской области при администрации Президента Российской Федерации.

ВЫВОДЫ

1. Наложение Калининградской области, отделенной от основной территории России, но близкой к интегрирующейся Европе,  требует безотлагательного поиска особых социально­-экономических решений развития области. Только таможенных ми финансовых мер недостаточно для решения проблем - необходима выработка стратегической позиции России по вопросам стабильности ее присутствия в Балтийском регионе, особенно в связи с последними агрессивными действиями НАТО.

2. Идея автономизации Калининградской области может стать сильнейшим дезинтеграционным фактором для России в целом.

Материал подготовлен по результатам анализа центральных и региональных СМИ

Приложение

Особая экономическая зона «Янтарь»

Большие надежды на улучшение экономического положения области, а следовательно, и социального положения населения возлагались на реализацию Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (ОЭЗ) подписанному в 1996 г. Закон должен был способствовать созданию режима наибольшего благоприятствования для развития экономики Калининградской области. Однако регион не стал эпицентром поступления производственных инвестиций, так как директивные документы по развитию ОЭЗ «Янтарь» не стимулировали производственных капиталовложений, а сводились в основном к освобождению импорта от налогов и пошлин.

Главным предназначением ОЭЗ стали внешнеторговые операции, очень прибыльные в связи с отменой налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин на ввозимые в регион товары. Это насыщало областной рынок и сдерживало рост цен, однако при этом ограничивались возможности развития импортозамещающих и других перерабатывающих отраслей.

В 1997 г. было беспошлинно завезено более 40 млн л алкоголя, при максимальном уровне потребления областью 5 млн л, а в Калининграде на 400 тыс. жителей зарегистрировано 300 тыс. автомобилей преимущественно иностранного производства. В результате действия калининградского транзитного коридора федеральный бюджет каждый год недополучает по несколько сот миллионов долларов. О размерах ущерба можно судить по следующим данным. В 1997 г. объемы превышения импорта над потреблением были: пива 3,2 млн л, вина - 5,3 млн л, сигарет -112 млн пачек. Так, величина условно начисленных (т.е. неуплаченных) таможенных платежей в 1997 г. составила почти 6 трил. (неденоминированых) руб., т.е. почти четыре областных бюджета. Основная часть этой суммы приходится на винно-водочные изделия, сигареты, автомашины и высокооктановый бензин. Введенные в марте 1998 г. Постановлением правительства РФ квоты на эти товары быстро закончились, но поступления в бюджет при этом не увеличились.

Через два года существования ОЭЗ стало очевидным, что регион превратился в торгово-перевалочную зону. В июле 1998 г. по предложению администрации Калининградской области было принято правительственное постановление, вводящее на 1998-2000 гг. количественные ограничения на импорт не облагаемых таможенными пошлинами 35 видов товаров, включая продовольствие, сигареты, алкоголь, пиво. Отмечено, что эти меры приняты "в целях защиты местного производителя".

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 
 Последние фотографии Леонида Горбенко

   Леонид Горбенко с друзьями в день своего 70-летия
24.12.
2011
Открыт памятникНа старом кладбище увековечен образ первого всенародного губернатора
10.08.
2010
Батяня ушёл из жизниЕго преждевременная кончина стала тяжелой утратой
10.07.
2010
Реабилитирован. Решение суда вступило в законную силу С благодарностью и наилучшими пожеланиями судьям
30.01.
2010
Леонид Горбенко награжден медалью Совета Федерации 70-75% предложений Парламента отправлялись из Совета Федерации на доработку. Сейчас все там единогласно